Перейти до змісту

ПГМ во всей ипанутости


Гість paraskaa-W

Recommended Posts

вы должны это осилить  :fp1:

 

 


15-04-2015 04:22:00
«Почему вы не ходите в храм и не молитесь?»

С таким вопросом начальство обратилось к завучу школы в Хвалынске. Возможно, скоро по ответу на подобный вопрос будет определяться благонадежность любого учителя

С таким вопросом начальство обратилось к завучу школы в Хвалынске. Возможно, скоро по ответу на подобный вопрос будет определяться благонадежность любого учителя


Фото: РИА Новости/ Александр Кожохин

В начале апреля общественный совет при Министерстве образования РФ вернулся к давно обсуждающейся теме изучения религии в школе. Сейчас в четвертых классах преподается предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по одному уроку в неделю в течение года. Представители Русской православной церкви предложили распространить преподавание курса на 2—9-е классы, изменить содержание предметов гуманитарного цикла, добавив сведения «о роли традиционных религий в истории и культуре России», и ввести в регионах факультативы по духовному краеведению. Совет «категорически не рекомендовал» принимать предложение патриархии.

Предмет ОРКСЭ состоит из шести модулей — основы православной, исламской, иудейской, буддистской культуры, мировых религиозных культур и светской этики. По закону родители самостоятельно выбирают, какой модуль будет изучать ребенок. О проблемах, связанных с таким выбором, написала в межрегиональный профсоюз «Учитель» завуч школы № 3 Хвалынска Татьяна Коцерова. По словам педагога, 83 процента родителей учеников выбрали основы православной культуры. Как опасается Татьяна Михайловна, недостаточно высокий показатель может привести к ее увольнению. Местное начальство интересуется, исповедует ли педагог православие и ходит ли в церковь.



«Может, вы старообрядка?»

У школы № 3 в Хвалынске есть стадион, каким не каждое учебное заведение может похвалиться: футбольное поле с искусственным покрытием, дренажная система, построенная по голландской технологии, беговые дорожки, баскетбольная площадка. «Это — подарок землякам от заместителя председателя ГД Вячеслава Володина», — сообщала в 2007 году саратовская ГТРК.

Понятно, что в школе, связанной с именем Володина, все должно быть прекрасно. Трудно сомневаться, что этому учебному заведению гарантировано особое внимание начальства. С учетом укрепляющегося сотрудничества государства и церкви показатели по религиозным дисциплинам обязаны быть особенно блестящими. При завуче Коцеровой оные показатели упали.

Татьяна Михайловна пытается объяснить, что меньше всего намеревалась устраивать демарши: «Я сама крещеная, и дочь у меня крещеная. Но в школе я прежде всего завуч. Я всего лишь исполняла рекомендации органов управления образованием». На родительском собрании Коцерова рассказала о шести модулях ОРКСЭ и о возможности выбора. 4 процента родителей третьеклассников написали заявление на изучение основ исламской культуры, 13 процентов выбрали светскую этику и основы мировых религий, 83 процента — основы православной культуры. Это оказалось меньше, чем по результатам предварительного мониторинга, когда о желании изучать православие говорили 98 процентов родителей.

По словам завуча, она была вынуждена написать объяснительную в районное управление образования. Затем в школу для встречи с директором приехал отец Дионисий, помощник саратовского митрополита по вопросам религиозного образования. Татьяна Михайловна во встрече со священнослужителем не участвовала, зато с ней беседовал заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Александр Резников. «Александр Иванович пришел ко мне в кабинет и начал разговор: мол, надо дружить с нашим благочинным отцом Виталием и приглашать его в школу, это вопрос политический, — рассказывает Коцерова. — Спрашивал: «Почему это вы в наш храм не ходите и не молитесь, может, вы — старообрядка?» Я ответила, что представитель администрации вообще не должен задавать мне такие вопросы».


Духовному мешает подушевое

Нужно отметить, что на практике школа даже при искреннем желании не может предоставить родителям полную свободу выбора модуля ОРКСЭ, как это декларировано в законе, — учебному заведению в глубинке это попросту не по карману. «Если класс разделится на шесть групп, понадобится шесть кабинетов для проведения одного урока. Вот где их взять?» — разводит руками Татьяна Михайловна. По ее словам, раньше православный модуль изучался во время урока, как положено по расписанию, а исламский — по окончании учебного дня, то есть дети из татарских семей вынуждены были пережидать «окно», а затем задерживаться в школе. «Родители говорили об этом с некоторой обидой. Я отрегулировала расписание, чтобы все находились в равных условиях. Но, видимо, это тоже повлекло недовольство со стороны районного руководства».

Вторая проблема — учебники. По словам завуча, на сегодня в школе есть учебники издательства «Просвещение» по основам православия и ислама. Если родители выберут модуль, который ранее в школе не изучался и, соответственно, учебников по нему в библиотеке нет, образовательное заведение должно найти деньги на дополнительную закупку.

Подушевое финансирование приводит к тому, что учитель заинтересован, чтобы класс не делился на группы и полным составом шел на один модуль. Как объясняет Коцерова, «если в группе 25 и более человек, час ОРКСЭ стоит около 600 рублей, если 15—16 человек — то в пределах 400».

С ОРКСЭ связана еще одна специфическая проблема, о которой организаторы введения религиозного курса, далекие от школьной практики, видимо, не задумывались. Добавить час в программу начальных классов нельзя по санитарным нормам (малыши и так загружены до предела), поэтому под ОРКСЭ в разных регионах отдали один из трех в неделю уроков чтения или один из пяти уроков русского языка. Причем преподаватель ОРКСЭ — это далеко не всегда «основной» учитель класса, это может быть учитель другого начального класса или предметник из средней ступени. Это означает передел нагрузки и, соответственно, оплаты между учителями, между представителями разных ступеней обучения. То есть школа, куда и так уже вошел дух конкуренции с введением стимулирующих выплат, получила дополнительный повод для обострения конфликтов внутри коллектива. Причем бьются учителя за копейки, и оттого еще беспощаднее. Какое уж тут духовное развитие.



Просто праздник какой-то

Как опасается Татьяна Коцерова, история с выбором религиозных модулей может стоить ей рабочего места. Тем более у педагога имеются и другие «грехи». Завуч ведет классное руководство в 6-м классе. Родители учеников направили директору письмо с просьбой спрашивать их согласия на присутствие православного священника на уроках истории (историю и православный модуль ведет один и тот же педагог). «Это было воспринято так, будто я подговорила родителей».

«Вы, наверное, слышали, что существует рекомендация по линии Министерства образования не отмечать в школах Хеллоуин. Но дети же любят наряжаться. Я разрешила им надеть маскарадные костюмы на осенний праздник урожая. После этого мне пришлось писать главе района объяснительную о том, что я не сатанистка, и в доказательство отправлять сценарий! — рассказывает Татьяна Михайловна. — Вроде бы смешно, а на самом деле — горько».

В администрации Хвалынского района утверждают, что никакого конфликта с преподаванием ОРКСЭ в школе нет. «Я неприязни к Коцеровой не имею. Просто у нее супруг родом из села Сосновая Маза, там много старообрядцев, вот я и полюбопытствовал, — говорит замглавы Александр Резников. — А про хождение в храм я вообще ничего не спрашивал, это она придумала».

Отец Дионисий, помощник главы Саратовской митрополии по вопросам религиозного образования, рассказал, что ездил в хвалынскую школу как член общественного совета при региональном министерстве образования — познакомиться с учебным заведением, а вовсе не в связи с конфликтом, которого нет. «В школе сложилась непростая ситуация внутри коллектива, и человек пытается привязать к своим личным проблемам шумный повод», — говорит отец Дионисий.


Культура выбора

Напомним, что новый предмет появился в школе по решению президента Дмитрия Медведева, одобрившего обращение лидеров религиозных организаций. Школе, обремененной массой собственных проблем, поручили противоречивую и рискованную задачу: вести уроки религии, при этом сохранить светский характер образования и не оскорбить чувства верующих. Учителя, и без того загнанные за годы бесконечных реформ и безденежья, выбрали путь наименьшего сопротивления: в одних регионах стали преподавать самый «безопасный» предмет — светскую этику, в других — доминирует тот или иной конфессиональный модуль.

В первый учебный год, когда ОРКСЭ появился в школе (2012/13), почти 64 процента российских школьников изучали светские модули — этику и основы мировых религий, 31,7 процента — основы православной культуры. В Москве и Петербурге показатели выглядели так: 74% и 23,4%, 90% и 9,4% соответственно. В нынешнем учебном году по России светские модули выбрали 63 процента родителей, православный модуль — 32,9 процента. Представители патриархии считают, что это связано с «оказанием давления на родителей», которым навязывают светские предметы.

Нынешней весной Министерство образования и науки по предложению РПЦ выпустило специальный регламент «мероприятий по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ». По суровости формулировок регламент напоминает ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав». Требования изложены на 10 листах. Священнослужители имеют право участвовать в представлении модулей на родительских собраниях.

Так же, как на «больших» выборах, наличествуют «избирательные бюллетени» (заранее заготовленные бланки заявлений установленного образца), итоговый протокол, сводная таблица. Все серьезно: документы должны храниться не менее 5 лет. Предусмотрено и досрочное голосование родителей, и возможности переоформления готового протокола. Пожалуй, не хватает только открепительных удостоверений.

В рамках анонимного анкетирования, проведенного на специализированном сайте информационно-методической поддержки курса www.orkce.org. Перед введением курса эксперты указывали, что разделение по религиозному признаку может обострить отношения между детьми, — судя по результатам анкетирования, родители пытаются сгладить этот риск, присоединяясь к выбору большинства.



Правильный процент

В Саратовской области родители школьников делают выбор, не вызывающий нареканий со стороны православной церкви. В первый учебный год преподавания ОРКСЭ православный модуль выбрали 63,5 процента семей, сейчас цифра выросла до 70 процентов. В 18 районах области показатель превышает 90 процентов. «Нашей главной задачей должно быть наполнение этих цифр реальной работой. Критерий этой работы один — воцерковленные молодежь и подростки. И, конечно же, педагоги, которые, будучи воцерковлены, могут стать самыми активными помощниками духовенства», — заявил митрополит Лонгин.

Нынешней весной священники побывали на собрании директоров школ Саратова и семинаре районных методических объединений педагогов. К тому же духовенство участвует в подготовке учителей ОРКСЭ. По сообщению епархиального портала, программа курсов повышения квалификации, организованных Саратовским государственным университетом, была написана при «методической и консультативной поддержке» отдела религиозного образования и катехизации. Нынешней весной областной Институт развития образования, занимающийся подготовкой учителей, заключил соглашение о сотрудничестве с семинарией. Как сообщает епархиальный портал, совместная работа не ограничится рамками ОРКСЭ, «планируется уделить особое внимание вопросам интеграции православного компонента в предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла».

Представители общественности бурно обсуждают тему изучения религии в школе второй десяток лет. Родители в провинции относятся к предмету без особого интереса — мои собеседники впервые заглянули в учебник по просьбе корреспондента. Как рассказывает мама четвероклассника Надежда, их класс в полном составе изучает православный модуль, мнения родителей не спрашивали, «явочным порядком раздали учебники».

— Мой ребенок не интересуется, потому что у меня равнодушное отношение к религии. Если о вере говорят только в школе, а не в семье, эффекта не будет.

Алмагуль живет в маленьком заволжском селе. Ее младший сын заканчивает первый класс, уроки религии у него будут еще не скоро. В классе пять человек из семей разных национальностей. Очевидно, что поделить класс на группы по модулям не удастся. Как родители будут договариваться о выборе, собеседница пока не думала. «Я вообще не хотела бы, чтобы у нас был такой предмет. Не надо подчеркивать различия между детьми. Лучше бы было больше уроков по истории».

Автор: Надежда Андреева


Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/society/68088.html

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

За годы неслыханных в истории гонений Русская Церковь потеряла только убитыми более 200 000 священнослужителей. Более полумиллиона священнослужителей были репрессированы[1]. В России никогда не было такого числа служителей Церкви одновременно. Огромность этой цифры означает, что было выбито несколько поколений священников, — не «естественных» поколений, а скорее воинских «призывов», когда на место арестованного служителя алтаря тотчас же становился другой.


Со мной в семинарии учился юноша из села, в котором никогда за годы советской власти не закрывалась церковь. Но в середине 20-х у храма замаячили чекисты — и арестовали священника, диакона, старосту, церковных певчих, пономаря и сторожа. Но храм не закрыли. Люди походили вокруг, повздыхали и решили: что ж храму без дела стоять, — надо в нем служить. И пошли ходоки к епископу, и попросили дать им нового батюшку или посвятить во священника и диакона кого-нибудь из самих сельчан. Новое духовенство прослужило четыре года. И приехал черный воронок. Снова арестовали всех «церковников». И снова храм не закрыли. И снова нашлись люди, бросившие тихий вызов власти и взявшие на себя крест священства… Пять раз повторялся этот сюжет. И каждый раз находились люди, ради Христа готовые идти на плаху. Их выбивали. Александр Солженицын называет это «искусственным отбором», совершавшимся над русским народом: выбивание лучших, выживание худших…


А.Кураев 


Link to comment
Share on other sites

собссно, ничего удивительного.

вопрос времени, когда правосливие там станет принудительным.

думаю, небольшого времени.

вот только бы нам и за собой бы смотреть... 

Link to comment
Share on other sites

 

вот только бы нам и за собой бы смотреть... 

спецом вопрос не изучала, но по ощущениям у нас нет такого превалирования православия

католиков много, прочих конфессий

Link to comment
Share on other sites

есть, параска, есть. еще не настолько, но очень превалирует.

посмотри, как их таскают за собой первые лица - а в конституции

написано, что церковь отдельно от государства, а государство - от церкви.

 

религия - это интим. не нужно ее напоказ таскать.

а правосливие из всех щелей лезет...

так что тоже вопрос времени.

а это страшно... 

Link to comment
Share on other sites

йа ніасіліла :shuffle: токо пробігла очима, потому шо то про раісю і воно мене не цікавить.

 

Але свої 5 копійок сірамно вставлю.

 

Таким чином Гундяй дає хід зомбуванню дітей зі школи --- секта приймає нові і ще більші маштаби. То буде насаджування страху, "шоб боялісь", а потім підуть вхід різки. (P)  Де їм набратись мудрих священиків? НІде, значить повертатимуться до 18-19 сторіччя. Карочє, насильницька релігія, і токо :buba: православна.

 

Там було таке речення, що релігійне виховання лише в сім"ї. Не завжди... "Невідомі шляхи твої Господи!"

 

Нічого доброго там не буде. :pardon:

:corn:

Link to comment
Share on other sites

×
×
  • Створити...