Перейти до змісту

В еврейской традиции нет дней победы


Сашко

Recommended Posts


Праздновать победу саму по себе – это неправильно. Празднование победы формирует чувство «я сильный и я могу его побить» и подогревает ненависть к врагу, с которым война, в общем, уже закончилась



Интересно отметить, что в еврейской традиции нет дней победы вообще.


При том, что в длинной  еврейской истории, конечно, были войны, и побед в этих войнах было немало. Мы помним о войнах, – но в этой памяти ударение всегда делается не на победу, а на спасение еврейского народа (и также на память о погибших – но в День Независимости эта память специально переносится на другую дату, накануне, чтобы не смешивать траур с праздником). 


Например, в Седьмой день Песаха мы празднуем спасение еврейского народа, а вовсе не то, что египтяне утонули в море. Наоборот, запрещается радоваться тому, что египтяне утонули. Хотя при этом они были врагами, которые грозили нас уничтожить.


Также и праздник Пурим установлен на день уже после победы, мы радуемся тому, что евреи спаслись. А сама победа не празднуется. 


В Хануку празднуется создание государства и освящение Храма, а тогдашняя война Хасмонеев шла еще очень долго. Окончательная победа в ней была через пару десятков лет, но ее не празднуют.


В современном Израиле Йом hа-Ацмаут  –  это совсем не победа в Войне за Независимость. Наоборот, это только начало войны с армиями арабских стран. А в какой день в 1949 году Война за Независимость закончилась – нашей победой! – средний израильтянин даже и не помнит.


В День Иерусалима опять-таки празднуется освобождение Иерусалима, а не победа в Шестидневной войне. И дата установлена не на день окончания войны, а на день в ее середине, когда мы освободили Старый город от иорданской оккупации.


Видимо, еврейский подход к жизни считает, что праздновать победу саму по себе – это неправильно. Празднование победы формирует чувство «я сильный и я могу его побить», – и подогревает ненависть к врагу, с которым война, в общем, уже закончилась. Эта ненависть, особенно завязанная на огромную кровь погибших в войне, потом развращает самого победившего.


Самосознание, основанное на победе, а не на мирном продвижении, создает надрыв, с помощью которого, конечно, легче управлять массами, но который очень вреден для того народа, который свою самоидентификацию на этом основывает. А наша задача – не создавать в нашем народе деструктивный надрыв, а наоборот, продвигать в нем конструктивный подход к жизни, потому что именно от этого зависит наше будущее.


И поэтому израильтяне побед не празднуют. Вся наша израильская жизнь – это одна большая война и одна большая победа. Мы в ней живем. И побежденных врагов отнюдь не ненавидим. Потому что любим жизнь больше, чем смерть.


http://cursorinfo.co.il/blogs/Polonsky/v-evreyskoy-tradicii-net-dney-pobedi


Link to comment
Share on other sites

×
×
  • Створити...