taktus Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 Михаил Эпштейн От совка к бобку Вся сегодняшняя геополитика, публицистика, законотворчество — лопающийся пузырь последнего вздоха отходящего исторического организма Политология души Похоже, что 2014 году суждено стать переломным в истории России. Постсоветская эпоха, начавшаяся в 1991-м, подошла к концу, а для новой еще нет названия, и непонятно, применимы ли к ней какие-либо социально-политические термины. Самая большая по территории и сверхвооруженная, но лишенная союзников и ясной идеологии страна дерзнула бросить вызов всему миру и «выломиться» из системы международного права. Вызов чисто эмоциональный и экзистенциальный. Против всех, вопреки всему… Конечно, тому есть и прагматические причины: коррупция, бандитизм, преступления, страх разоблачений, война все спишет… Но одним этим нельзя объяснить энтузиазм страны в решимости гордо и одиноко противостоять всем заведенным порядкам цивилизации. Радует сама возможность отбросить все правила, «навязанные Западом», и пожить наконец по собственной воле, как «суверены». Никакой закон нам не писан: ни ООН, ни международная система договоров, ни нами же ранее взятые обязательства. Мы сами хозяева своей тайги. Политологи бьются в попытках объяснить эту резкую, иррациональную смену курса. Хорошо бы перечитать Достоевского, в «Записках из подполья» уже все предсказано: «Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!» Вот и началась она, эпоха «глупой воли», эпоха вызова всему ради одной-единственной, «наивыгодной» выгоды: пожить наконец по своему капризу, пусть самому дурацкому и ни с чем несообразному. И чем вреднее для себя, тем пронзительнее сладость вызова. Это все экзистенция играет, горячит кровь и мутит разум. Тут нужно смотреть не в социально-политический, а в философский и психологический словарь. Что такое экзистенция? Это голое существование, не подкрепленное никаким законом, обоснованием, сущностью, — вопреки всему. Это полная противоположность декартову рационализму: «Мыслю, следовательно, существую». По-нашему — ровно наоборот: «Существую, следовательно, бросаю вызов разуму». И даже резче: «Сумасшествую, значит, существую». «Свое собственное, вольное и свободное хотенье, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории постоянно разлетаются к черту». Вот отчего трудно подыскать рациональные объяснения новейшему выверту российской истории, всем этим «вдруг» и «вопреки». Нужна экзистенциальная политология, для которой нет научной базы, — да и возможна ли она? Откуда эта злоба, доходящая до белого каления и направленная на весь мир, на все то, что не «наше»? Мирозлобие Прежде всего не следует путать мирозлобие и мизантропию. Мизантроп (человеконенавистник) — нелюдим, избегает общества, не слишком высокого мнения о людях, в том числе о самом себе; это недоброе, но пассивное, страдальческое отношение к миру, осознание его пороков и слабостей. Мирозлобие — это, напротив, эмоционально агрессивное отношение к миру, злорадство по поводу его бед и несчастий. Мирозлобец испытывает обиду и желание отмщения, и подпольный человек Достоевского — один из первых и ярчайших представителей этого типа. Послушав телеведущего, который грозит превратить Америку в радиоактивную пыль, и геополитика, который призывает российскую армию оккупировать Европу и установить над ней власть русского царя, можно прийти к выводу, что есть в мире нечто более опасное, чем даже фашизм или коммунизм. Эта идеология относится к фашизму, примерно как ядерное оружие к обычному. Речь идет о панфобии — тотальной ненависти: не к иным классам, нациям или расам, а к миру как таковому. Это жажда абсолютной гегемонии над миром и стремление диктовать ему свою волю — или уничтожить его. Это безумная, иррациональная идея всевластия одной банды, приставившей к виску всего человечества ядерное дуло. Константин Леонтьев в свое время изрек: «Россия родит Антихриста». Раньше думалось, что ему привиделся коммунизм и эта опасность уже позади. Но возможно, коммунизм был только прологом к той отчаянной панфобии, которая, по словам одного из ее лидеров, планирует «эсхатологический захват планетарной власти. Хитрый и жестокий захват». В катехизисе Евразийского союза молодежи записано: «Мы имперостроители новейшего типа и не согласны на меньшее, чем власть над миром. Поскольку мы — господа земли, мы дети и внуки господ земли. Нам поклонялись народы и страны»… Выбор прост: если человечество не согласится стать кастовым и «евразийским», то лучше ему сгореть в ядерном огне. Раньше казалось, что это книжные, романтические бредни. Между тем главный теоретик евразийства, профессор Академии Генштаба, уже давно наставляет в этом духе своих «студентов». Так что ядерное оружие и воспаленная мысль безумца могут соединиться и впрямь превратить мир в радиоактивную пыль. Связь экзистенции и злобы глубоко прослежена у Достоевского. Вот как начинаются «Записки из подполья»: «Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек. Нет-с, я не хочу лечиться со злости. Вот этого, наверно, не изволите понимать… Я лучше всякого знаю, что всем этим я единственно только себе поврежу и никому больше. Но все-таки если я не лечусь, так это со злости». Подпольный человек не хочет лечиться, потому что любое осмысленное, рациональное, созидательное действие вызывает в нем отвращение, приступ ярости и обиды. Если речь идет о больном общественном организме, то он отвергает всякое лечение, потому что злоба его направлена и на само здоровье. Бороться за возвращение к жизни, за здоровую экономику, здоровое государство, умный парламент, свободные выборы — это признать свое поражение. Уж если я умираю, значит, сама смерть права. «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить».Подпольный человек прекрасно понимает, что и сам он, со своим чайником и чашкой, провалится вслед за миром, — и все-таки предпочтет чаепитие мироспасению. читать далее: http://www.novayagazeta.ru/comments/66388.html 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
taktus Опубліковано 8 грудня, 2014 Автор Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 оттуда же Путь, пройденный за четверть века, можно очертить так: от совка — к бобку. Разница немаловажна.Совок был существом наглым и хамоватым, но и лопоухим, лоховатым. Его уши еще были полны отголосками добрых увещеваний и посулов равенства, братства и великого будущего.Некие исторические, философские, моральные абстракции отдавались в его подсознании и придавали ему толику добродушия и расслабленности даже в острой борьбе за жизненные интересы. Он не был готов так безоговорочно «отжимать» у чужих и «сливать» своих. Он был более спокойным и уравновешенным и вплоть до 2014 года считал, что у жизни еще может быть второе начало.Бобок лишен этих иллюзий и исторической перспективы. У него осталось только одно право, о котором в «Бесах» Петр Верховенский говорит Ставрогину: «В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестие всего легче русского человека за собою увлечь можно». Ставрогин отвечает: «Право на бесчестие — да это все к нам прибегут, ни одного там не останется». И бобок этим правом пользуется самозабвенно. Незабываема сцена парада пленных в Донецке. Истошный мужской крик из толпы: «На колени поставьте! На колени!» За понурыми пленными проезжают поливальные машины. Репортер приходит в восторг: «Показательно! Браво! Браво! За ними даже дорогу моют, чтобы эта грязь не оставалась на нашей земле». Страна поднимается с колен, только если кого-то ставит на колени.Совок в простоте душевной полагал, что вселенная должна по-матерински его любить и опекать, восхищаться даже его хамством как выражением ребячливой резвости и непосредственности. Бобок — разочарованный совок, который вдруг осознал свое сиротство. Вселенная никогда не даст ему той любви, на которую он имеет право.Бобок — агрессивно-депрессивный совок, который ничего хорошего не ждет от мира. А потому готов первым нанести сокрушительный удар — и, разлагаясь в могиле, грозит «бобокалипсисом»… Link to comment Share on other sites More sharing options...
boojum Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 "Бобок" - звідки це? Link to comment Share on other sites More sharing options...
taktus Опубліковано 8 грудня, 2014 Автор Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 "Бобок" - звідки це? Из могилы. Статью почитай. Link to comment Share on other sites More sharing options...
boojum Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 Из могилы. Статью почитай.Прочитав і не зрозумів. Тому й запитую. Link to comment Share on other sites More sharing options...
El Titano Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 Прочитав і не зрозумів. Тому й запитую. "Бобок" - це оповідання Достоєвського: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0320.shtml Link to comment Share on other sites More sharing options...
taktus Опубліковано 8 грудня, 2014 Автор Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 @boojum, В известном рассказе Достоевского загулявший в подпитии герой бродит по кладбищу и слышит разговоры мертвецов. Сознание покидает их не сразу, а постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, отведенных им для осмысления своей жизни, для раскаяния. Но для них это счастливый миг полного раскрепощения от всех уз морали.«Черт возьми, ведь значит же что-нибудь могила! Мы все будем вслух рассказывать наши истории и уже ничего не стыдиться… Всё это там вверху было связано гнилыми веревками. Долой веревки, и проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся!— Обнажимся, обнажимся! — закричали во все голоса».Над кладбищем поднимаются густые испарения смрада — не телесного, потому что процесс гниения перешел уже на сами души. И вот посреди «праздника мертвецов» и раздается странное, невнятное по смыслу слово «бобок».«Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: «Бобок, бобок, бобок!» Какой такой бобок?»Точный смысл этого слова остается непонятным на протяжении всего рассказа, хотя он так и называется — «Бобок». Это даже не слово, а «словцо», какое-то бормотание, междометие — звук умирающей, но еще теплящейся души.«Есть, например, здесь один такой, который почти совсем разложился, но раз недель в шесть он всё еще вдруг пробормочет одно словцо, конечно, бессмысленное, про какой-то бобок: «Бобок, бобок»…» По ходу, в том и прикол, что это слово непонятно ни одному нормальному человеку. Если снова не понял - не бери в голову. Я и сам Достоевского не читал ни разу. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Françoise Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 морок Link to comment Share on other sites More sharing options...
boojum Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 @boojum, В известном рассказе Достоевского загулявший в подпитии герой бродит по кладбищу и слышит разговоры мертвецов. Сознание покидает их не сразу, а постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, отведенных им для осмысления своей жизни, для раскаяния. Но для них это счастливый миг полного раскрепощения от всех уз морали.«Черт возьми, ведь значит же что-нибудь могила! Мы все будем вслух рассказывать наши истории и уже ничего не стыдиться… Всё это там вверху было связано гнилыми веревками. Долой веревки, и проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся!— Обнажимся, обнажимся! — закричали во все голоса».Над кладбищем поднимаются густые испарения смрада — не телесного, потому что процесс гниения перешел уже на сами души. И вот посреди «праздника мертвецов» и раздается странное, невнятное по смыслу слово «бобок».«Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: «Бобок, бобок, бобок!» Какой такой бобок?»Точный смысл этого слова остается непонятным на протяжении всего рассказа, хотя он так и называется — «Бобок». Это даже не слово, а «словцо», какое-то бормотание, междометие — звук умирающей, но еще теплящейся души.«Есть, например, здесь один такой, который почти совсем разложился, но раз недель в шесть он всё еще вдруг пробормочет одно словцо, конечно, бессмысленное, про какой-то бобок: «Бобок, бобок»…» По ходу, в том и прикол, что это слово непонятно ни одному нормальному человеку. Если снова не понял - не бери в голову. Я и сам Достоевского не читал ни разу.Дякую. То це треба було Достоєвського добре знати. Я хоч і перечитав чимаало, але головно повісті. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Pадник Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 Я думаю, що причина масового психозу криється у банальному бажанні помститися західному світові, який "поставив на коліна" "Велику Країну".Це типове мислення людей, які в усьому вбачають "проіскі" та "ворогів", не розуміючи, що в устьому винні вони самі.Подивіться, як поводяться і росіяни і багато наших за кордоном на відпочинку - їм усі винні, усі мають прогинатися перед ними і догоджати їм. Це психологія раба, який раптом на пару тижнів став вільним і багатим. 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Françoise Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 Я думаю, що причина масового психозу криється у банальному бажанні помститися західному світові, який "поставив на коліна" "Велику Країну".Це типове мислення людей, які в усьому вбачають "проіскі" та "ворогів", не розуміючи, що в устьому винні вони самі.Подивіться, як поводяться і росіяни і багато наших за кордоном на відпочинку - їм усі винні, усі мають прогинатися перед ними і догоджати їм. Це психологія раба, який раптом на пару тижнів став вільним і багатим. ось у тему: Истинная причина русского скотства в том, что они везде «дома»Не устаю поражаться тому, как искренне уважаемые Не устаю поражаться тому, как искренне уважаемые и любимые мною люди радуются всякий раз, когда им удаётся извлечь из ноосферы более или менее вменяемое умозаключение какого-то россиянина с повышенным по российским стандартам содержанием либерализма в черепной коробке.Я понимаю - человеку свойственно искать единомышленников. Только есть ли смысл искать там, где их априори быть не может? Тем более, что любая наша взаимность будет расценена как слабость или приглашение к вседозволенности, а любое наше сближение рано или поздно приведет к разрыву - это же целой историей доказано.Ещё меня просто выключает, когда упитанные российские либералы приезжают в Киев и, накатив 200-300 граммов бурбона под вареники и сало в уютном кабаке, говорят: "Слуушай, я себя прям дома чувствую". Мне кажется, что вот это "дома" и есть истинная причина всего русского скотства. Они везде "дома", понимаете? Особенно после 200-300.Поэтому, друзья, заклинаю вас: исчерпайте, наконец, все рецидивы "братского" мышления. К чёрту вежливость. Дайте русским понять, что нет, не было и быть не может никакого "братства", а тем более "дома".Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов http://uanews24.blogspot.com/2014/12/blog-post_56.html 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
p.i Опубліковано 8 грудня, 2014 Report Share Опубліковано 8 грудня, 2014 имперское мышление, вбитое в подкорку за триста с гаком лет. Особенно впечатляют русские , покинувшие Россию в поисках лучшей жизни , десятки лет живущие за границей , а все помнят и гордятся , и ненавидят, конечно , ленивых хохлов , не позволивших России воссоздать империю. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts