Перейти до змісту

Хроники глобального кризиса 2015-2017(?)


novikov

Recommended Posts

За продолжившимися распродажами на фондовых площадках по всему миру последовало немного позитива из Франкфурта, где глава Европейского Центробанка Марио Драги сообщил о продолжении работы вверенного ему печатного станка. До марта ежемесячно будет выделяться по 60 млрд. евро на покупку государственных облигаций и других активов, затем соберется Управляющий Совет ЕЦБ и решит, сколько еще понадобится средств в рамках нового этапа "количественного смягчения". Из выступления главного банкира Европы следует, что в случае необходимости он последует примеру своего заокеанского коллеги восьмилетней давности Б.Бернанке, получившего прозвище "Беня-вертолет" за обещание "разбрасывать деньги с вертолета", если это понадобится. Так как и учетная ставка ЕЦБ осталась на прежнем уровне, рынки отреагировали ростом основных индексов. Евро немного укрепился к доллару.

В общем, судя по сообщениям из Давоса, тактика борьбы с кризисными явлениями остается неизменной: близкая к нулю учетная ставка плюс практически неограниченная денежная эмиссия.

Змінено користувачем novikov
Link to comment
Share on other sites

http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-21/george-soros-says-he-expects-hard-landing-for-chinese-economy- немного о кризисе от Джорджа Сороса, известного спекулянта, заработавшего в 1992 миллиард на устроенной им девальвации фунта стерлингов, успешного управляющего активами (в среднем 20% в год с 1969 по 2011) и просто очень богатого человека, сколотившего на фондовых спекуляциях состояние в 24 миллиарда долларов.

"A hard landing is practically unavoidable," he said in an interview with Bloomberg Television’s Francine Lacqua from the World Economic Forum in Davos on Thursday. "I’m not expecting it, I’m observing it.”

Жесткая посадка [китайской экономики] практически неизбежна, - сказал в интервью на форуме в Давосе, - я не ожидаю её, я её наблюдаю.

While Soros didn’t elaborate on his definition of a hard landing, he said a more accurate measure of China’s current economic growth is 3.5 percent, versus the latest official figures showing a 6.8 percent expansion in the fourth quarter. He added that the country’s unsustainable debt burden and capital flight are both signals of a hard landing. China had about $843 billion of capital outflows in the 11 months through November, according to a Bloomberg Intelligence estimate.

Хотя Сорос не сформулировал четкого определения "жесткой посадки", он назвал более точную оценку текущего уровня экономического роста Китая: 3,5 процента против официальных цифр, показывающих 6,8%-й рост в четвертом квартале. Он добавил, что неподъёмое долговое бремя страны и бегство капитала - признаки жёсткой посадки. Согласно исследованию Блумберг за 11 месяцев, по ноябрь прошлого года Китай потерял около 843 миллиардов.

Link to comment
Share on other sites

Китайский основной индекс завалился еще на 6% – до значений 2014 года, следом за ним двигаются остальные азиатские площадки.

Америка и Европа торгуются на уровне прошлогодних минимумов.

 

Морган-Стенли исследовал 43 предыдущих кризиса и установил в том числе следующее.

В среднем в истории распродажи длились 190 дней и составляли около 30%. Сегодня больше всего страдают развивающиеся рынки – вместо обычного восстановления через 121 день с потерями 31%, имеем уже 362 дня и 35%.

Из сравнения таблиц распродажи по секторам исторически(выше) и теперь(ниже) следует, что энергетический и сырьевой сектора уже упали ниже среднего. Остальные тоже падают, но ожидаемого дна пока не достигли

http://assets.bwbx.io/images/iOV.0XLvhIzc/v1/488x-1.png

Змінено користувачем novikov
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Сырьевой сектор всё плотнее входит в затяжное пике - крупнейшие игроки спешно продают активы.

Freeport-McMoRan (FCX), Glencore (GLCNF), Anglo American (AAUKF) - глобальные гиганты добывающей отрасли - распродают медные и угольные шахты в Австралии,Чили, Южной Африке. И делают это отнюдь не из солидарности с китайскими товарищами, а по причине чудовищных долгов, обслуживать которые при нынешнем раскладе становится просто невозможно. Альтернатива проста: либо продаем всё, что можно продать, и погашаем кредиты, либо кредиторы приходят и забирают всё, включая спешно не проданное.

http://i2.cdn.turner.com/money/dam/assets/160126134849-freeport-oil-prices-780x439.png

- на картинке видна завершающая часть эпопеи, как Freeport-McMoRan потеряла 92% рыночной стоимости акций (с июля 2011 года) на фоне дешевеющей нефти.

"The market is pricing in a material risk of bankruptcy," - признался глава упомянутой корпорации. 

 

В продолжение темы Блумберг добавил новое число в знаменитый ряд 4, 8, 15, 16, 23, 42. Это 29 триллионов корпоративных долгов, готовых ввергнуть человечество в очередную рецессию.  

Кредитные рейтинги повсеместно завалились до самых низких уровней, начиная с 2009, корпоративный леверидж (отношение заемного капитала к собственному) превысил 12-летние значения. И что самое ужасное - растет число компаний (около трети по всему миру), которые не в состоянии зарабатывать достаточно денег, чтобы покрывать стоимость привлеченных инвестиций. Сводная картинка говорит о том, что модель глобального роста, основанная на семи годах дешёвых кредитов от центробанков, доживает последние дни.

“We’ve never been in a cycle quite like this,” said Bonnie Baha, a money manager at DoubleLine Capital in Los Angeles, which oversees more than $80 billion. “It’s setting up for an unhappy turn.”

"Таких циклов ещё не бывало, - говорит управляющий более, чем 80 миллиардами американских долларов, - впереди не счастливые времена").

http://assets.bwbx.io/images/iHSHqgS6ShgM/v2/488x-1.png

- отношение задолженности к выручке - максимальное за 12 прошедших лет (хуже, чем в 2009!).

В статье говорится о том, что замедление мировой экономики видно повсюду: от снижения доходности на фоне роста долгов крупнейших корпораций до изменения глобального климата - торможение Китая, рецессия в Бразилии и России. Заимствования дёшевы, но это не спасает. Экономика, поддерживаемая искусственной стимуляцией, становится необычайно хрупкой.

 

Но show must go on!

Следом за Европейским ЦБ зону отрицательной доходности примеряет на себя Япония (отрицательная доходность - это когда вы кладёте деньги в банк на депозит и при этом доплачиваете банку за хранение денег, как будто это какие-нибудь мешки на складе). 

Будучи весьма вдохновленными хоть какими то переменами, локальные фондовые рынки взлетают перед выходными. Люди работают на отскоке. На следующей неделе, как по мне, будем опять падать -благо, есть куда: нефть (такой себе ресурсный показатель всеобщего счастья) ушла за 35.

Link to comment
Share on other sites

Ладно, чем грозит китайский кризис нам?

жопой...... китайцы перестанут продавать. кто то перестанет покупать. снизятся поставки металла. зерна... и чего то еще. деньги начнут метаться пытаясь пристроится, кредитов дадут меньше.денег в Украине- меньше- кризис.  так же было в 8......вот просто раз и НЕ СТАЛО У ЛЮДЕЙ ДЕНЕГ,

Link to comment
Share on other sites

Ладно, чем грозит китайский кризис нам?

Всё было бы гораздо проще, если бы этот кризис мог остаться просто китайским, но в нашем глобальном мире роль Китая и других новых индустриальных стран слишком велика, чтобы ограничиться национальными границами. Структурный кризис развивающихся стран неизбежно отразится (уже отражается) на международных корпорациях, преимущественно вокруг деятельности которых вращается мировой финансовый рынок, физически и виртуально расположенный как раз в странах "золотого миллиарда".

Ведь что произошло на рубеже веков? Большая часть производственных мощностей, сопровождаемых движением капиталов из развитых стран, переехала  в развивающиеся. Западный мир шагнул в эру постиндустриального капитализма, оставив себе растущую сферу услуг (со всё более увеличивающейся долей как раз финансовых услуг, в т.ч. по извлечению и консолидации изрядной доли производимых всем миром доходов), а также самые ёмкие платежеспособные потребительские рынки (пресловутый золотой миллиард потребителей). Остальному миру была предоставлена возможность добывать и перерабатывать бОльшую часть природных ресурсов в рамках индустриальной экономики. Очевидно, что в ситуации, когда постиндустриальный мир потребляет произведенное миром индустриальным и дает ему возможность развиваться, предоставляя финансирование и технологии, оба неразрывно связаны друг с другом. Однако, любому росту со временем приходит конец в силу ограниченности любой, даже глобальной, экономики. Западный мир не может больше обеспечить новым индустриальным странам такой уровень спроса на их товары, при котором они бы дальше росли опережающими темпами. В это же время возникают проблемы с эффективностью привлеченных с Запада средств - все ниши перекрыты и дальнейшее наращивание мощностей ведет только к росту перепроизводства. То есть два из трёх возможных драйверов экономического развития - экспорт и инвестиции перестают обеспечивать рост новых индустриальных стран, это как раз и есть суть нынешнего кризиса - структурного кризиса не только развивающихся экономик, но и развитых стран, неразрывно с ними связанных. Выходом могло бы стать расширение потребительских рынков за счет индустриальных стран, но тут всё совсем не так просто.

Во-первых, это процесс длительный и сопряженный с ломкой менталитета целых наций. Того же китайца, жившего еще 10-20 лет тому назад в глухой провинции и традиционно привыкшего сберегать на старость родителям, себе (пенсий нет и не будет!), вынужденного обеспечивать себя и детей, совсем не просто заставить жить в кредит и потреблять сегодня, тут нужна смена поколения, а то и нескольких. 

Во-вторых, хватит ли Китаю ресурсов для такой амбициозной задачи? Его собственные ЗВР тают на глазах в попытке купить время на перестройку экономики, а рассматривать юань в качестве резервной валюты и вкладываться в него в перспективе очень вероятной девальвации желающих, думается, найдется не очень много. Фондовый пузырь - сдувается, а есть ведь ещё проблемы с недвижимостью, много вопросов к стойкости бизнеса (часто принадлежащего государству) - он вынужден независимо от результатов своей деятельности обслуживать немалые кредиты, вопросы бегства капиталов и т.д.

Ну и в-третьих, у того же Китая (Индии, Бразилии и т.д.) пока нет своей индустриальной вотчины, чтобы самому стать постиндустриальным. Вполне вероятно, китайская экспансия последнего десятилетия и даст плоды в других странах, но не завтра, да и нынешний постиндустриальный мир вряд ли будет сидеть, сложа руки. Сопротивления самого богатого миллиарда жителей Земли и правительств их стран наверняка не будет только в том случае, когда они двинутся дальше, в новый технологический уклад, позволяющий освободить занимаемое сегодня место. Бог его знает, что это может быть: прорыв в биотехнологиях и освоение мирового океана или внезапное изобретение варп-двигателя с колонизацией вселенной - в любом случае, это должно быть, если и не настолько грандиозным, но сопоставимым с взрывным развитием информационных технологий, виртуализировавших не только сферу развлечений, но и сферу товарно-денежных отношений. В эпоху ИТ деньги перестали быть привязаны к материальным предметам типа золота или других вещественных ценностей. Раньше практически любая денежная эмиссия очень быстро вела к инфляции - обесцениванию денег и очередному витку проблем, теперь же благодаря существованию сложной финансовой системы, построенной на электронном обороте денег и фондовых инструментов, выпуск в обращение триллионов используется для поддержания баланса мировой экономики (правда, платить за это приходится отказом от фундаментальных основ капитализма типа платы за полученные в пользование чужие средства, то есть отрицательными значениями учетной ставки, но это - несколько другой разговор и об этом как-нибудь в другой раз). То есть, существуют некоторые основания полагать, что  Боливар не вынесет двоих  Земля пока ещё слишком мала, чтобы обеспечить приличное существование второму миллиарду своих жителей. 

Подводя черту под лирическим вступлением, представляется, что всё только начинается, а кризис будет глобальным, долгим и премерзким для всего человечества. Даже если удастся активную фазу на некоторое время оттянуть вливанием очередных триллионов и отрицательными учетными ставками по всему миру, природа неизбежно возьмёт своё и платить по счетам придется по-любому.

Теперь к Украине. Спасибо развращенному совком населению, беспредельной жадности местных этил и агрессии, вызванной обострением продолжающегося процесса распада северной империи, мы снова падаем. И ладно бы падали только на часть, отвалившуюся с окукливанием мракобесных лугандонов, украденное прошлыми и новыми властями. Падаем еще и вследствие общего ухудшения дел на мировых рынках. 

Обратимся к Государственной Службе Статистики Украины в части Товарной структуры внешней торговли за январь-ноябрь 2015 года и аналогичным данным относительно услуг за 2014 (свежее пока нет). 

 http://oi64.tinypic.com/9gd66p.jpg

 

Как видно, преимущественно Украина экспортирует сырьё и продукты первичной обработки - именно то, что падает в цене и объёме в первую очередь во время разного рода потрясений глобальных рынков. В экспорте услуг преобладают доходы от трубы, авиа-, морских и железнодорожных перевозок. Если с трубой можно еще как то повыкручивать руки Газпрому, с самолетами и прочими сухогрузами будет сложнее, если грузить в них окажется нечего. То есть, из основных источников дохода денег мы получим меньше. Насколько критично меньше - неизвестно, но удар по благосостоянию жителей будет серьезный: Украина стабильно экспортирует товаров и услуг примерно на половину своего ВВП и импортирует - ещё больше: Структура ВВП Украины по конечному использованию с 2005 по 2015 годы (сорри, табличка не вставляется).

Проще говоря, экспортный вариант развития украинской открытой экономики в случае усугубления кризиса - не вариант вовсе.

Про вариант роста за счёт внутреннего потребления говорить тоже не приходится - страна маловата для самодостаточности, да и с дураками и дорогами населением - проблемы, не переродились ещё. Остаётся последний вариант - создав прекрасные условия для инвесторов всех мастей, завалить страну иностранными капиталами, но и тут ждёт облом. И не только потому, что народ плохой деловая атмосфера не та, а во власти - сплошные ворюги бизнесмены, которые буржуям народное добро продавать не хотят, а сами на покупку недоприватизированных заводов и пароходов ещё не наколядовали. Проблема в том, что когда валятся самые ликвидные фондовые рынки, в сторону неликвидных даже и не смотрят.

Так что по-любому получается грустно.

Змінено користувачем novikov
Link to comment
Share on other sites

Честно говоря, про экспортный вариант развития не понял, почему там нет перспектив?

Перспективы скукоживаются одновременно со снижением цен на поставляемое сырьё и обострением конкуренции с другими поставщиками на фоне падения спроса. Скорее всего, поступлений будет настолько меньше, что о развитии говорить станет довольно сложно, речь в таких случаях идёт больше о выживании экспортных отраслей.
Link to comment
Share on other sites

×
×
  • Створити...