Перейти до змісту

Цікаво : АНАЛИЗ ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВРЕМЯ 2-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ


Françoise

Recommended Posts

АНАЛИЗ ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВРЕМЯ 2-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Будучи евреем, отношусь с уважением и к польской и к украинской нациям (несмотря на скептицизм некоторых моих соплеменников) хоть и не считаю их святыми. В треугольнике отношений (поляки-евреи-украинцы) который частенько поминаю в работах, занимался (и весьма плотно!) польско-еврейскими и украинско-еврейскими отношениями. 
Всегда ставил своей задачей найти правду, а не обеливать или очернять тех или других. Надеюсь, что мне удалось немного почистить эти амбары от агитпроповской лжи и инсинуаций. Всвязи с недавним заявлением Ярослава Качиньского о Степане Бандере, украинском национальном движении и евроинтеграции Украины, виртуальное пространство забурлило не на шутку…Волей-неволей пришлось рассматривать уже грань польско-украинских отношений… Вначале расскажу об одной ключевой фигуре, с польской стороны, в этих отношениях.

Стефан Ровецкий (Stefan Paweł Rowecki, псевдоним “Грот”) польский военный деятель, генерал, главный комендант Армии Крайовой. Родился 25 декабря 1895 года. Участник 3-x войн: 1-й Мировой, Польско-советской (1919-1920) и 2-й Мировой. 
После капитуляции Польши, осенью 1939, перешёл на нелегальное положение. В 1940-м воглавил “Союз Вооружённой Борьбы” (Związek Walki Zbrojnej, ZWZ), а с 14 февраля 1943 года — главный комендант Армии Крайовой. Арестован гестапо 30 июня 1943 из-за предательства. Три агента гестапо: супруги Людвик Калкштейн и Бланка Кашаровска (после работы на гестапо, они в течении почти 10 лет были осведомителями польского МГБ), а также Евгениуш Свирчевски за это предательство были приговорены польским подпольем к смерти, но казнён был лишь Свирчевский. 
После ареста, Ровецкий был вывезен в Берлин. Там с ним беседовали Гиммлер, Кальтенбруннер и Мюллер, которые предлагали сотрудничество. Генерал оказался несговорчивым и был помещён в политический блок концлагеря Заксенхаузен. Камера С.Ровецкого (№ 71) находилась рядом с камерой С.Бандеры (№ 73) находившимся под арестом ещё с 5 июля 1941 года. 
После начала Варшавского восстания (1944) по личному приказу Гиммлера, Стефан Ровецкий был убит (по одним данным в ночь на 2 августа, по другим - между 2 и 7 августа 1944 г.) в Заксенхаузене.
Полный список наград этого человека впечатляет, вот лишь самые примечательные: 
8 (восемь!!) " Крестов Храбрых» (Krzyż Walecznych) (Польша)
Орден Почётного Легиона (Ordre national de la Légion d'honneur) (Франция 1937)
Орден «Легио́н почёта» (Legion of Merit) США, 1984 – награждён посмертно, президентом Р.Рейганом.

Фигура генерала, я думаю вы со мной согласитесь, вызывает уважение. Теперь объясню почему генерал Ровецкий - играл большую роль в польско-украинских отношениях. 
Помимо того, что узникам блока Целенбау (Бандере и Ровецкому) была устроена встреча 22 июля 1943 года, на которой они обсуждали дальнейшие перспективы украинско-польских отношений, политику западных союзников и приход в Украину и Польшу большевиков, то ещё до ареста Стефан Ровецкий весьма активно контактировал с Польским Правительством в изгнании (Лондон) по поводу межнациональных отношений. Итогом встречи со С.Бандерой стало переданное генералом сообщение: "..уже сейчас мы должны считаться с потерей наших восточных земель в пользу украинцев..".

С середины 1942, в Лондоне (по настоянию главного коменданта АК генерала Ровецкого), а также под влиянием американцев – шли работы над декларацией правительства Речи Посполитой по украинскому вопросу. В радиограмме от 11 марта 1943 года генерал Ровецкий просил инструкций, которые должны были содержать принципиальные политические указания относительно границ уступок, потому что "украинцы требуют территориального отделения…Реальными политическими факторами являются бандеровцы, совершенно подготовленные в военном отношении, а также консервативные католические круги, опирающиеся на церковный аппарат. Есть попытки сверху смягчить анти-польский антагонизм в Генерал-губернаторстве, но опасения насчёт резни поляков даже на Волыни всё ещё обоснованы. Католики (речь идёт об митрополите Андрее (Шептицком)) и бандеровцы, главных врагов сегодня видят в большевиках и в немцах. Они хотят соглашения с поляками, требуя, однако, конкретных, безусловных обязательств. Католики уже сегодня видят будущее Украины в рамках Речи Посполитой; предлагают создать польско-украинскую комиссию для разработки статуса национальных меньшинств. Следует учесть, что бандеровцы не провозгласят отказа от независимости до тех пор, пока не потеряют всякой надежды, теперь они хотят военного сотрудничества против большевиков и немцев, а все споры отложить на потом. На Волыни они хотят просто польско-украинского перемирия....ход событий приведёт их к отказу от независимости..". 
31 марта 1943 эмиграционный Совет Министров утвердил тезисы по делу украинской политики, которые генерал Ровецкий выслал ранее.
Правительство провозгласило равноправие украинцев в польском государстве, охват территорий, ими населённых, широким воеводским самоуправлением, уважение к культуре и свободу вероисповедания для Православной и Греко-католической Церквей, а также проведение справедливой земельной реформы. Взамен от «авторитетных украинских кругов» в Украине и на Западе ожидалась декларация против притязаний СССР до границы, установленной на основе пакта Молотова-Риббентропа, вступления в совместную борьбу с немецкими оккупантами, противостояния «новым империалистическим проискам Советской России», а также «прекращение всех взаимных враждебных выступлений в период ликвидации войны». Подтверждением «Тезисов» должно было стать воззвание Польского Правительства к украинцам, которое было обнародовано 30 июля. В нём на первый план было выдвинуто обвинение в сотрудничестве с оккупантами части украинского народа, которой «так руководили те, кто сегодня хотят считаться вождями и выразителями воли украинского народа». Писали также об избавлении от «иллюзий», связанных с независимостью, упрекали украинцев в сотрудничестве с нацистами в деле уничтожения и убийства польского населения на восточных землях или совершении убийств по собственной инициативе.
Профессор Рышард Тожецкий (Ryszard Torzecki), считал «Декларацию» играми с огнём и провокацией, a содержание её стало решающим фактором в крахе польско-украинских переговоров. Дело в том, что украинцы вышли на контакт с Управлением Стратегических Служб (Office of Strategic Services) США, (предшественник ЦРУ), и сообщили что политики и украинские массы, а следовательно, частично и в эмиграции, разорвали сотрудничество с немцами. Позицию свою они обосновывали тем фактом, что украинцы разочарованы крахом своих стремлений к независимости, а также жёсткой оккупационной политикой Гитлера, что даже некоторые лидеры, как Бандера и Стецько, перешли в анти-немецкое подпольное движение. Понятно желание поляков не терять территории, а предоставить украинцам больше самостоятельности, но пока шли эти стратегические игры, в дело вмешались большевики. 
9 декабря 1942 года П.Судоплатов (опытнейший агент ГРУ, убийца основателя ОУН Евгена Коновальца) написал заместителю начальника 3-го Управления НКВД И.И. Илюшину служебную записку, что после арестов в июле и сентябре 1941 года бандеровцы ушли в подполье: «На территории всей оккупированной Украины, главным образом, на Волыни, немцы усиливают репрессии, поскольку они столкнулись с сопротивлением украинцев по отношению к своей политике налогообложения и других начинаний. В особенности речь идёт о вывозе людей на работы в Германию. Бандеровцы увидели, что население начинает поддерживать советских партизан, которые действуют на Правобережной Украине. Под влиянием этих факторов бандеровцы, а также часть остальных украинских националистических партий Западной Украины, приняли решение об установлении контактов с СССР и поляками с целью совместной борьбы с немцами».
Пометка Илюшина на документе звучала ясно:
«Используя все ориентировочные материалы, следует признать целесообразным, принимая во внимание противоречия, разработку плана наших оперативных мероприятий как на нашей территории, так и в тылу противника, согласно с линией борьбы».
План этих мероприятий советские хранители секретов естественно не раскрыли, однако, не подлежит сомнению, что он был создан.

Контакты с украинским подпольем инициировал подполковник Антон Бриньский, командир одного из диверсионных отрядов ГРУ. Несомненно он был не одинок, но рассекретили только его сообщения, в которых он описывал, что "..ОУН-Б ориентируется на США, потому что убеждена, что немцы войну проиграют, советы будут разбиты, Англия утратит своё значение…»
В январе 1943 Москва согласилась на то, чтобы Бриньский встретился с руководителями украинского подполья. Те пригласили его на свою конференцию (то есть на III Конференцию ОУН-Б), но на участие в ней он не получил согласия Москвы. В его задачи входило поддерживать контакты с подпольем и добиться, в частности, того, чтобы украинцы не только не вмешивались в борьбу советских партизан с немцами, но начали активнее сражаться сами. С другой стороны, Бриньский должен был действовать так, чтобы раскалывать ОУН(Б) и натравливать на них население как на нацистских пособников.
Стоит признать, что на этом поприще Бриньский добился впечатляющих успехов. В частности, полиция, которая находилась под влиянием ОУН(Б), прекратила бороться с советскими партизанами, часть батальона хиви (т.е. добровольных помощников Вермахта, набиравшиеся из местного населения, первоначально служили во вспомогательных частях водителями, санитарами, сапёрами, поварами и т. п., позже хиви стали привлекать к непосредственному участию в боевых действиях)- дезертировала к советским партизанам или в украинское подполье. Причина этого в том, что НКВД смогло натравить немцев на украинских полицейских.
Бриньский так описывал результат: «..Многие полицейские из Волынской области, в том числе бандеровские, были арестованы и расстреляны. Тогда полицейские сбежали в лес. Недовольное действиями немецкой власти население Волынской области подняло восстание…" По приблизительным подсчётам в леса бежало около пяти тысяч украинских полицейских с прихваченными оружием и аммуницией.
Сотрудничество между большевиками и ОУН(Б) закончилось весной 1943, когда большевики ударили по нарождающейся УПА. Удар был нанесён согласно отданному 28 февраля 1943 года приказу Всеволода Меркулова, первого заместителя главы НКВД. Меркулова, в первую очередь, беспокоили надежды украинцев, связанные с союзниками, которые должны были помочь в получении независимости. Москва наставляла НКВД-шников, чтобы они в связи с этим бдительно следили за деятельностью поляков, которые, имея надежду на восстановление своего государства в прежних границах, начинали налаживать отношения с украинцами, убеждая, что в будущей Польше, у украинцев будет своё, подобающее им место.

Доклады Судоплатова и Бриньского, а также приказ Меркулова подтверждают следующее:
- борьбу с нацистами ОУН(Б) по сути начала вскоре после ареста Бандеры и Стецько (июль 1941), т.е. задолго до того, как решился исход битвы под Сталинградом. Начало борьбы было вызвано не желание присоединится к победителям, а анти-украинская политика немцев. Посему критика, что сопротивление украинцев было притворное и предпринято лишь тогда, когда стало ясно, что победа на стороне союзников - чистой воды дезинформация.
- украинское подполье готово было сотрудничать даже с СССР в борьбе с 3-м Рейхом. Однако большевики осознав опасность разраставшейся национальной борьбы украинцев, для распространения своего влияния на западную Украину, повело против них войну. Таким образом, украинское подполье стало целью атак как немцев, так и большевиков.
- Кремль сделал всё, чтобы украинцы не нашли поддержки у союзников. Комиссар по вопросам государственной безопасности УССР, докладывал осенью 1943 года, что: «..Бандеровцы имеют в Англии и в Америке представителей, которые неофициально связаны с правительственными кругами этих государств. Согласно существующим договорённостям, Англия и Америка в случае удачного вооружённого выступления в Украине против СССР обещают ей помощь. В Канаде украинские националисты организуют школы для лётчиков. Бандеровцы имеют хорошо организованную связь с сербскими и черногорскими повстанческими отрядами Югославии, а также чешскими националистами..».

К трагическим Волынским событиям ситуация сложилась такая: и немцы и большевики всеми способами стравливали поляков и украинцев. Всвязи с тем, что АК и ОУН были по сути обезглавлены, а в польско-украинских отношениях были допущены стратегические просчёты – взрыв жуткой смеси из гнева, обид и предрассудков стал неминуемым финалом. Очень важно понять, что ситуацию на Волыни взорвали большевики, действующие по точному плану и бдительно следящие за тем, чтобы события развивались в направлении, предусмотренном исключительно Москвой. Трудно сказать, что было главным для Сталина: ослабить Германию (дезорганизовывая жизнь на захваченных территориях) или вбить клин между поляками и украинцами (для облегчения установления там коммунизма). Для выполнения своих планов большевики особенно не церемонились и не разбирались в средствах, применяя весь спектр, включая всемерное провоцирование и усиление немецких репрессий. Одновременно, эти красные интриганы настойчиво убеждали Англию и США в том, что поляки и украинцы – немецкие коллаборанты. 
Что касается немцев, то они уже с 1939-го сами были заняты натравливанием украинцев на поляков и поляков на украинцев. Германия лучше относилась к украинцам, однако когда на Волыни вспыхнуло анти-немецкое восстание, в администрацию и полицию тут же набрали поляков (около 1,5 – 2 тысяч человек), чем по сути помогли большевикам спровоцировать резню.

В итоге восстание, срежиссированное большевиками (при косвенном содействии нацистов) – вспыхнуло. Одной из отправных точек стало использование для подавления восстания украинцев - польских полицейских. Нацисты следуя политике стравливания громогласно заявили, что эти анти-украинские действия – полностью польская инициатива. Факел межнациональной вражды вспыхнул мгновенно. Итог - деятки тысяч погибших поляков и украинцев, а также ненависть длящаяся уже почти 80 лет...

Современным политикам и историкам надо помнить, что поляки и украинцы были пешками в смертельной игре двух социалистических тираний. Стратегический просчёт Польского Правительства в изгнании и Польского Подполья, считавших важнейшей своей задачей защиту границы (по мирному Рижскому договору с РСФСР 1920 года) на востоке, помешали им тяжёлую ситуацию, которая создалась на Волыни - польское меньшинство стало там коллективным заложником. Со своей стороны Украинское Национальное Подполье рассчитывало, что повторится ситуация конца Первой мировой войны, когда истощённая войной Германия, а также Советы падут, а на их развалинах возникнут новые независимые государства. Разум велел в этой ситуации искать взаимопонимания с Польшей, членом анти-гитлеровской коалиции. Переговоры с поляками как мы видим были предприняты, но закончились они взаимным крахом. Поэтому сегодня крайне важно вместо тыкания пальцами друг в друга прийти к межанциональному примерению и осмыслению прошлого. Никто в мире не застрахован от ошибок, однако наступание на одни и те же грабли свидетельствует о глупости и невыученных уроках истории…

Литература :

Mirosław Czech « Jak Moskwa rozpętała piekło na Wołyniu » (8 marca 2013)

16683961_1863224337293085_52156447673742
16708666_1863224593959726_22878001208446
16708451_1863224707293048_34196235111071
16681664_1863224770626375_73146249550201
 

 

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

пайшла читать

ЗЫ эх, затерялась история моей польской родни

прадед когда-по батрачил на семью прабабки

и случилась любовь

отец прабабки не то, что был рад такому мезальянсу, но у прабабушки с рождения был физ. недостаток - хромота

может, побоялся отец, что в девках засидится...

в общем, замуж выдал и приданое дал неплохое, было из чего

а потом пришел гегемон...(с)

но как бы там ни было, 1/8 польской крови во мне течет с тех пор

Змінено користувачем Параска
Link to comment
Share on other sites

Френсі,  будуть  якісь  подібні  матеріали  у  Вас -  кидайте  сюди.  Все,  що  стосується  взаємостосунків  поляків  і  українців.  Об єктивне  у  Польщі  знайти  важко,  бо  вони  навіть  боротьбу  з  українцями  на  наших  етнічних  землях  називають  боротьбою  за  свою  незалежність (як  приклад  історія  майора  Леопольда  Ліса Кулі  в  Торчині).  Проте  якщо  цікава  тема,  то  по-трохи  можна  розколупати  і  до  якоїсь  правди  добратися.

Шукаю  зараз  матеріали  по  східних  теренах  Польщі,  те  що  стосується  українців.

Link to comment
Share on other sites

Я  оце  почала  шукати  матеріал  про  українське  місто  Ряшів,  тепер  звісно  Жешув.  В  неті  практично  до  правди  тяжко  докопатися.  Наші  джерела  - ну  зовсім  мало.  Польські - то  вже  польська  правда.

Саме  польські  джерела  початок  свого  Жешува  починають  від  часів  Казимира (серед 14 ст),  який  просто  дав  місту  магдебурзьке  право. Кому  дав?  Вже  щось  там  мало  бути  і  було  звісно.  Бо  це  територія  Галицько-Волинського  князівства.

Про  якісь  польські  сліди  там  до  часів  Гал.Вол.Князівства  нічого  не  говорить  Іван  Крип якевич.  Деякі   польські  джерела  посилаються  на  літописні  записи  Нестора,  який  ніби  написав,  що  Володимир  В.  пішов  на  ляхи  і  приєднав  ці  землі  до  Київської  Руси. Отож,  поляки  вчепилися  у  цю  фразу  і  стверджують,  що  схід  теперішньої  Польщі  був  заселений  поляками,  яких  витурив  Володимир.

Але  (як  на  мене)  фраза  Нестора,  що  Володимир  пішов  на  ляхи,  ще  не  означає,  що  землі  Ряшівщини   на  той  час  були  заселенні  саме  польськими  племенами,  а  не  білими  хорватами  чи  взагалі  не  були  заселені.  Ляхи  могли  бути  значно  західніше.

Я  не  історик,  Нестора  не  читала :),  але  намагаюся  допастися  до  якихось  правдивіших  пояснень.

Бо  перед  поляками  треба  бути  "во  всеоружии". Та  й  для  себе  знати  правду.

Оце  сьогодні  повернулася  з  ж  Ряшева.  Надивилася,  як  поляки  героїзують  своїх  діячів! (того  ж  Ліса  Кулю,  вулиця, пам ятник,  пам ятні  дошки),  які  просто  вели  польсько-українську  війну  на  наших  етнічних  землях,  зовсім  не  на  сьогоднійшній  польській  території. І  не  стидаються,  що  головне,  бо  їм  так  вигідно.

Ще  до  війни  на  Ряшівщині  проживало  багато  українців.  На  карті  Кубійовича  багато  етнічних  острівків  на  тих землях.  Думаю,  що  вони  не  були  колоністами.  Українці  навіть  давні - то  не є  перекотиполе.

Може  хто  більше  в  темі (історики)  і   витлумачить  трохи  чи  дасть  посилання,  що  почитати  з  того  приводу.  Хай навіть  у  бібліотеці.

Змінено користувачем shpylka
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

×
×
  • Створити...