Перейти до змісту

Украинская ГТС: Европе – вершки, России – корешки! ! !


LAR

Recommended Posts

И почему ЕС резко изменил свою однозначную политику поддержки Украины и перешел на сторону России

214605Юрий Корольчук — 4 Июня 2014, 11:15

 

 

 

Украина потихоньку начала двигаться в сторону приватизации газотранспортной системы. Это еще не означает, что украинские магистральные газопроводы и подземные хранилища доживают свои последние дни в собственности государства. Но Минэнерго уже сделало конкретные шаги для разделения ГТС, что станет первым этапом продажи «трубы». Премьер Арсений Яценюк также подтвердил, что в Украине появятся различные компании, которые будут заниматься транзитом и хранением газа.

 

 

Разделение ГТС

Весьма поспешно − и как раз во время переговоров с «Газпромом» − правительство и Министерство энергетики и угольной промышленности инициировало процесс корпоратизации ГТС. Ведь раньше руководители отрасли никого не ставили в известность о своих планах по поводу такого серьезного шага, который будет иметь решающее значение как для транзитной, так и добывающей отрасли.

Наконец, еще в апреле о корпоратизации ГТС никто даже не заикался. Более того, корпоратизация подземных хранилищ и газопроводов даже не была конкретно предусмотрена в официальных планах развития энергетики Украины. В отличие, например, от корпоратизации «Энергоатома» и «Укрэнерго», о которой прямо сказано в «Энергетической стратегии Украины до 2030 года».

Что касается ГТС, то в Стратегии и речи не было о корпоратизации. Обсуждались варианты создания консорциума, но как будет решаться вопрос принадлежности имущества в консорциуме (ПХГ, магистральные газопроводы) − этот вопрос не раскрывался. «В управлении ГТС государству нужно выбрать модель, которая приведет к максимизации объемов транзита в долгосрочной перспективе. Одним из возможных решений может быть создание консорциума с участием стратегических инвесторов с сохранением стратегического контроля над ГТС со стороны государства», − буквально сказано в Энергостратегии государства.

Но факт имеет место, и реформа стартовала. На базе Управления единой газотранспортной системы Украины предусмотрено создание двух публичных акционерных обществ: «Магистральные газопроводы Украины» и «Подземные газовые хранилища Украины». Фактически компания «Укртрансгаз» прекратит свое существование в нынешнем виде. Новые акционерные общества будут созданы со 100% собственностью государства.

Только за последний месяц Яценюк трижды фиксировал необходимость инвестиций в ГТС Украины со стороны ЕС и США. И всего лишь раз в премьерских репликах появились упоминания и о России как возможном пользователе услуг отечественной ГТС

Собственно, уже и сам премьер-министр Яценюк подтвердил такие намерения. «Украина создаст ОАО «Украинская газотранспортная система», которое будет заниматься исключительно прокачкой газа по территории Украины», − заявил глава правительства. Слова премьера касаются только магистральных газопроводов, но такая же судьба ожидает и ПХГ.

В то же время, согласно статье 7 Закона «О трубопроводном транспорте», правительство Украины будет иметь право предлагать вносить существующие предприятия, например, в совместное предприятие с европейскими или российскими компаниями.

Формально корпоратизация не означает приватизацию. Точно так же имущество будущего ПАО «Магистральные газопроводы Украины» и ОАО «Подземные газовые хранилища Украины» не подлежит приватизации.

Процесс инициирования корпоратизации ГТС совпал с заявлениями соответствующего «настроения», сделанными премьером Арсением Яценюком. Только за последний месяц он трижды фиксировал необходимость инвестиций в ГТС Украины со стороны ЕС и США. И всего лишь раз в премьерских репликах появились упоминания и о России как возможном пользователе услуг отечественной ГТС.

«Украина готова к широкому сотрудничеству в энергетическом секторе с американскими и европейскими компаниями. Лучшим ответом на энергетическую зависимость Украины от России будет присутствие в Украине европейских и американских инвесторов. В том числе мы готовы рассматривать вопрос совместной эксплуатации и модернизации украинской газотранспортной системы», − сказал Яценюк во время встречи с вице-президентом США Джо Байденом 22 апреля этого года.

Подобная позиция высказывалась и в письме Арсения Яценюка странам ЕС и Еврокомиссии, датированном 20 мая.

«Украина как участник Европейской энергетической хартии и Энергетического сообщества официально заявляет свою позицию о необходимости совместной модернизации и эксплуатации украинской газотранспортной системы, включая подземные газохранилища, украинским государством с привлечением инвесторов из Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки. Отдельно отмечаем, что Российская Федерация не является стороной упомянутых международных инструментов, которые устанавливают прозрачные правила обеспечения энергетической безопасности европейского континента. В этом контексте предлагаем подписать новые соответствующие договоры, которые позволят европейским газовым компаниям использовать свободные мощности украинских подземных хранилищ газа в общих интересах энергетической безопасности», − было сказано в документе.

А уже через неделю, 27 мая, в своем выступлении на заседании правительства премьер упомянул Россию как возможного партнера в пользовании ГТС.

«В условиях газового кризиса мы должны по-новому построить энергетический рынок Европы. Это означает, что украинская газотранспортная система должна совместно эксплуатироваться и модернизироваться нашими европейскими партнерами и партнерами из США. Это означает, что украинские хранилища должны быть наполнены газом. И этот газ должен принадлежать украинским, европейским, американским компаниям. Если хочет Россия заходить − пожалуйста. Мы дадим всем доступ, как этого требует международное законодательство», − сообщил Яценюк.

По нашей информации, инициаторами и мотиваторами такого шага стала совместная позиция ЕС и РФ на последних газовых переговорах. Третий большой газовый конфликт за последние восемь лет (до этого − газовые войны 2006 и 2009 годов) поставил Евросоюз перед фактом: во избежание повторения конфликтов нужно контролировать деятельность ГТС. Безусловно, речь идет о совместном контроле Украины, ЕС и России.

К тому же за короткое время мы стали свидетелями того, как ЕС резко изменил свою однозначную политику поддержки Украины и перешел на сторону России. Сначала в вопросе погашения долга, а уже потом в вечном вопросе надежности транзита газа через Украину.

Не менее важным фактом стали активные консультации премьер-министра Яценюка с США по дальнейшей эксплуатации ГТС. Это лишь ускорило процесс консолидации ЕС и России.

Фактически на наших глазах разыгрывается очередная попытка создания компаний для транзита газа в ЕС и хранения газа в ПХГ. Однако от изменения слагаемых сумма не меняется, поэтому в результате Украина может увидеть старую идею консорциума в новой европейско-российской обертке.

 

Богородчанское производственное управление подземного хранения газа

Украинское фото

ПАО «Магистральные газопроводы Украины»

Новое предприятие объединит в себе магистральные газопроводы протяженностью 22160 км, 1455 газораспределительных станций, 702 газоперекачивающих агрегата общей мощностью 5,440 ГВт, которые находятся на 72 компрессорных станциях. Ежегодный уровень дохода в условиях транзита 80 млрд куб. м газа составляет $3 млрд.

Проблема магистральных газопроводов заключается в том, что они нуждаются в ежегодных вложениях для ремонтных работ на сумму $600 млн. Еще одним вопросом станет необходимость провести модернизацию, стоимость которой посчитала еще в 2012 году компания The Mott MacDonald Group. Сумма реконструкции должна составить $4,8 млрд.

Более глобальной проблемой для транзитного предприятия станет конкуренция за объемы транзитного газа в ЕС по «Северному потоку» (на 50% принадлежит «Газпрому») и ГТС Беларуси (на 100% принадлежит «Газпрому»). Не стоит забывать и о планах Польши строить вторую очередь польского газопровода «Ямал − Европа», где 50% также являются собственностью «Газпрома».

Но главное − это риски для украинской ГТС со стороны «Южного потока». После получения аванса от Китая Россия может рассчитывать на самостоятельное строительство обходного газопровода. И для Украины в перспективе 10–15 лет останется только 30-40 млрд куб. м транзитного газа. Соответственно уменьшатся доходы от транзита − с $3 до $1 млрд.

Не просто так премьер Яценюк снова обратился к ЕС по поводу «Южного потока»: «Мы призываем Европейский Союз заблокировать «Южный поток». Мы считаем, что «Южный поток» − это проект, направленный на увеличение энергетической зависимости Европы, это проект, который имеет целью устранить Украину с общей энергетической политики с ЕС. Это проект, который должен усилить позиции «Газпрома» в Европе и не имеет ничего общего с энергетической безопасностью».

Сокращение транзита российского газа через Украину наблюдается уже последние шесть лет. И это является следствием конкурентных действий России. С 2008 до 2013 года транзит уменьшился с 116 до 83 млрд куб. м.

Как для Украины, так и для России важно, чтобы ОАО «Магистральные газопроводы Украины», или, как назвал его Яценюк − «Украинская газотранспортная система», получило инвестора и партнера со стороны ЕС. Это фактически станет для нашего государства залогом того, что в будущем магистральные газопроводы не потеряют свое значение и ценность для Европы.

ПАО «Подземные газовые хранилища Украины»

Сегодня в Украине насчитывается одиннадцать подземных хранилищ. Общий объем хранения − 31 млрд кубометров, из них 23 млрд – активного газа. Ежегодные необходимые средства для ремонтных работ не превышают $150 млн – это меньше, чем требуют магистральные газопроводы.

Из всех ПХГ наиболее ценные и вместительные по объему хранения газа – Бильче-Волицкое, Богородчанское, Дашавское, Опарское и Угерское хранилища.

Именно эту группу ПХГ в течение 2010-2012 годов Владимир Путин и Дмитрий Медведев несколько раз предлагали экс-президенту Украины Виктору Януковичу внести в общее украино-российское предприятие. Но Янукович так ни разу и не принял предложения − прежде всего, из-за необходимости вносить изменения в законодательство. Но постепенно Верховная Рада сделала шаги по изменению законодательных актов, которые сейчас позволяют действующему премьеру Яценюку воспользоваться этими «подарками».

Собственно, если еще три-четыре года назад Россию интересовал вопрос комплексного консорциума по ГТС Украины, то сегодня «Газпрому» не хватает в ЕС только подземных хранилищ. И украинские хранилища самые крупные и находятся ближе всего к ЕС. И − что важно − ПХГ Украины являются частью бывшей, советской, газотранспортной системы, которая понятна и контролируема для России.

31 млрд кубометров

общий объем хранения газа в ПСГ,

из них 23 млрд – активного газа

Главное, что в перспективе 10–15 лет РФ не сможет нарастить количество своих газохранилищ в Европе. Сейчас общий объем собственных и арендованных ПХГ «Газпрома» в ЕС составляет 4,5 млрд куб. м. До конца этого года за счет получения контроля над хранилищем Bergermeer (Голландия) «Газпром» увеличит свои активы с 4,5 до 6,5 млрд куб. м.

Но это мелочь по сравнению с 20 миллиардами активного газа, которые можно хранить в Бильче-Волицком, Богородчанском, Дашавском, Опарском и Угерском хранилищах.

В настоящее время для России важны ПХГ Украины. Ведь они в состоянии сделать то, чего не могут ни «Северный поток», ни «Южный поток». И тем более белорусский ГТС и польский «Ямал − Европа».Украинские ПХГ могут накапливать достаточные запасы газа и в пиковые температурные режимы резко увеличивать его поставки в ЕС. Собственно, это и является феноменом украинской ГТС.

Дополнительно для России интересны хранилища газа, поскольку их мощности можно расширять. От нынешних 31 млрд до уровня 37–38 млрд кубометров.

Фактически происходит попытка легализации консорциума по управлению ГТС. Только это в скрытой форме и под «лозунгами» партнерства с ЕС и предупреждения «газовой войны».

В любом случае, процесс «корпоратизации» и «приватизации» ГТС только начинается. И пока еще нет окончательной позиции ЕС и России по разделу сфер интересов. Скорее всего активы будут распределены как в известной русской поговорке: для ЕС − вершки (магистральные газопроводы), а для России − корешки (подземные газохранилища). Позиция Украины, к сожалению, отсутствует. И «Нафтогазу Украины» придется исполнять решение, которое будет принято ЕС и РФ.

 

forbes.ua/nation/1372427-ukrainskaya-gts-evrope-vershki-rossii-koreshki?utm_medium=social&utm_source=facebook.com&utm_campaign=ukrainskaya-gts-evrope-vershki-rossii-koreshki

Змінено користувачем LAR
Link to comment
Share on other sites

×
×
  • Створити...