Donchanin Опубліковано 19 жовтня, 2014 Report Share Опубліковано 19 жовтня, 2014 27 октября 1981 года вблизи шведской военно–морской базы Карлскруна села на мель (на фото) шедшая в надводном положении советская дизельная подводная лодка C–363 (проект 613) под командованием Петра ГУЩИНА, сразу же прозванная «Шведским комсомольцем».Если шведы были поражены, как смогла пройти незамеченной и ни разу не сбиться с секретного фарватера (ширина–то всего 12 м!) чужая субмарина, то для советских моряков сюрпризом стала вставшая на их пути преградой суша. Повредив во время подводного плавания антенну радиопеленгатора о трал рыболовного судна и не заметив его поломки, офицеры лодки с каждым днем все более неточно рассчитывали курс корабля, а их квалификация во главе с командиром была такова, что, считая себя находящимися в открытом море, на самом деле по собственным же расчетам они должны были оказаться где–то у побережья Польши глубоко под землей. Ошибка составляла более 50 морских миль, потому всплыв вечером в сгущающемся тумане и проигнорировав огни шведского маяка и сигналы береговой РЛС, C–363 продолжала идти собственным курсом, пока чрез полтора часа не уткнулась в шведский берег. В 10 утра у самой базы ее обнаружил местный рыбак, и лишь потом всполошились военные. Скандал получился нешуточный: шведы обвиняли подводников в шпионаже, замполит лодки, взявший командование в свои руки, готовил всех к отражению атаки шведского спецназа, советского посла вызвали в МИД Швеции из зала оперы, Балтийский флот отправил свои корабли к шведским берегам, а американцы подлили масла в огонь, заявив, что C–363 имеет на борту две штатные торпеды с ядерными зарядами. Инцидент разрешился 6 ноября, когда шведы сняли лодку со скалы и та на следующий день своим ходом добралась до Лиепаи, где всех ждал разбор полетов И здесь, и там кого надо поснимали, шведы в едином национальном порыве выбили средства на укрепление своей противолодочной обороны, а командование советского флота запретило командирам лодок приближаться к чужим берегам ближе 50 км. Этот случай так и остался единственным достоверным фактом нарушения суверенных вод Шведского королевства советскими/российскими кораблями. Шведы потом выкупили списанную лодку и превратили ее в главный аттракцион парка развлечений, а бывший замполит даже побывал на ней в качестве почетного гостя. Когда советская подводная лодка С-363, более известная под ироническим прозвищем «Шведский комсомолец», с ядерными боеголовками на борту села на мель у берегов Швеции, над Балтийским морем нависла угроза войны. Тема «шведских каникул» подлодки до сих пор остается актуальной, поскольку окутана духом секретности. Почему? На этот и другие вопросы «ДД» ответил контр-адмирал ВМС Швеции в отставке Эмиль Свенссон – человек, который лично допрашивал командира подлодки Петра Гущина и замполита Василия Беседина и имел возможность ознакомиться с вахтенным журналом, а затем участвовал в переговорах двух стран на самом высоком уровне. К счастью, тогда Стокгольм и Москва пришли к соглашению, в соответствии с которым шведы допросили офицеров подводной лодки, но саму ее досматривать не стали. Дипломатические отношения нейтральной Швеции и СССР после этого инцидента, длившегося девять дней, впали в глубокий анабиоз, а на идее создания на Балтике безъядерной зоны был поставлен жирный крест. Россия до сих пор утверждает, что лодка, постоянно базировавшаяся в Палдиски, села на мель в результате навигационной ошибки, Швеция категорически опровергает эти доводы. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Тулуб Опубліковано 19 жовтня, 2014 Report Share Опубліковано 19 жовтня, 2014 Спасибо за инфу! Прикольная история. Как в ДНР дела? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Hind_Leader Опубліковано 19 жовтня, 2014 Report Share Опубліковано 19 жовтня, 2014 Та да. Про такое и не слышал. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Donchanin Опубліковано 20 жовтня, 2014 Автор Report Share Опубліковано 20 жовтня, 2014 Спасибо за инфу! Прикольная история. Как в ДНР дела? Хуярят интенсивно ( давно такого не было) 3-й день..В т.ч. и инада по городу Та да. Про такое и не слышал. Я читал када то..В книге Дроговоза..Запомнилось..особенно прикольное прозвище ПЛ Link to comment Share on other sites More sharing options...
say Опубліковано 20 жовтня, 2014 Report Share Опубліковано 20 жовтня, 2014 Закордоні воєні і журналісти її (С363-Whiskey) називають Whiskey on the rocks Link to comment Share on other sites More sharing options...
Київський хлопець Опубліковано 20 жовтня, 2014 Report Share Опубліковано 20 жовтня, 2014 На цьому підводному човні був молодий штурман, низької кваліфікації і не досвідчений, випускник Бакинського військово-морського училища. Це училище на 2/3 готувало іноземців (Куба, ЛІвія, В"єтнам, НДР, Лаос, Ангола і т.п.) а єдиний штурманський факультет де вчилися радянські громадяни, славився на всьому ВМФ СРСР випускниками з дуже слабкою підготовкою. Той штурман при переході з карти на карту припустився помилки і в результаті підводний човен поїхав "не туди". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts