ЦеDzip Опубліковано 16 листопада, 2015 Report Share Опубліковано 16 листопада, 2015 (змінено) 2012 г. http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2012/11/06/vladimir_putin_i_legizm Лейтмотивом последних нескольких месяцев политической жизни в России являлись взаимные обвинения власти и оппозиции в отсутствии внятной программы и идеологии. Действительно, и те и другие как будто бы стеснялись четко сформулировать свои предпочтения в опасении отпугнуть часть электората или политических элит. Но при всей идейной неопределенности человеческая история всегда готова предложить параллели. Все мы помним, с каким лозунгом Владимир Путин вышел на политическую сцену в 1999 г. Лозунг «диктатура закона», разумеется, не был им выдуман, и если у Путина и есть политические кумиры, то такими кумирами, по всей видимости, могли бы стать «законники» эпохи борющихся царств Древнего Китая – легисты во главе с Шан Яном, его последователем Ли Сы и приведенным ими к могуществу императором Цинь Шихуаном. Рассмотрим основные постулаты легистов. Во-первых, это, собственно говоря, закон («фа»). Речь идет именно о писаном законе, а не о праве как об идеальной категории. Легисты верили в то, что следование букве жесткого (а зачастую жестокого) закона является эффективным средством борьбы с изначально порочной природой человека. Это делает поступки людей предсказуемыми, а управление ими – легче. Легисты не верили в добродетель, а поэтому и источником закона для них была не идеальная материя, а верховная власть. Вторым постулатом легистов служило «шу» – искусство, секрет управления, – которое среди прочего включало жестокие наказания, а также известную закрытость власти, с тем чтобы вырабатываемые ею решения и действия не были предсказуемы, а единственной моделью поведения подданных было слепое следование писаному закону. Этот постулат был призван уберечь власть от ее захвата как внутренними, так и внешними врагами. Третий постулат легизма – «ши» – можно перевести как «харизма», т.е. непререкаемый авторитет верховного правителя, который не может подвергаться критике какого бы то ни было рода. Нетрудно провести параллели между этими постулатами и событиями российской политической жизни последних месяцев. Это и последовательное ужесточение законодательства, и практика его формального применения, и непрозрачность процедур выработки решений, и репрессии в отношении тех, кто пытается оспорить властный авторитет. Любопытно, что характерными идеями Шан Яна были также ограничение народного образования и опора на сильную армию – тенденции, которые стали особенно активно реализовываться в последнее время силами нового российского правительства.Характерно, что увлечение восточными философами вообще было свойственно позднему советскому руководству и, в частности, верхушке КГБ, которая черпала вдохновение из сочинений легистов. Так, по свидетельству помощника Юрия Андропова Льва Делюсина, «Книга правителя области Шан» в переводе была настольной книгой престарелого генсека. Как известно, легисты плохо кончили. Шан Ян и Ли Сы были обвинены в измене и казнены, кто-то был отравлен, кто-то был осужден по тем законам, автором которых сам же и являлся. Император Цинь Шихуан умер после употребления даосских пилюль в поисках бессмертия (даосизм, как и другие неофициальные религии, был, кстати, тогда запрещен). Через год после смерти Цинь Шихуана по всему Китаю начались восстания, его дети или покончили с собой, или были убиты, династия пресеклась, а построенная по схемам легистов империя распалась на куски. Сценарий, которого многие в нашей стране хотели бы избежать. P.S. После семи лет смуты, последовавшей за падением династии Цинь, в Китае наступило «золотое время» расцвета эпохи Хань, династии, просуществовавшей дольше любой другой правящей династии в китайской истории и давшей самоназвание всему китайскому этносу. Этот период на протяжении веков служил образцом для подражания для всех последующих. На смену легизму в качестве господствующей идеологии пришло конфуцианство с его базовыми понятиями о человеколюбии («жэнь»), добродетели («дэ»), искренности («синь») и справедливости («и»). Змінено 16 листопада, 2015 користувачем ЦеDzip Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гість paraskaa-W Опубліковано 16 листопада, 2015 Report Share Опубліковано 16 листопада, 2015 Как известно, легисты плохо кончилипазитифф 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ita Опубліковано 16 листопада, 2015 Report Share Опубліковано 16 листопада, 2015 Остаёцца посмареть. Хоцца надеяцца что оставшейся жизни таки хватит... Link to comment Share on other sites More sharing options...
p.i Опубліковано 17 листопада, 2015 Report Share Опубліковано 17 листопада, 2015 все гораздо проще. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts