Перейти до змісту

На улице девки гуляли(с)


Nadin

Recommended Posts

все-таки мы плохо знаем друг друга, имхо, и довольно часто мыслим стереотипами, а мысль излагаем штампами....

 

Вот пример - это тоже Украина :). В селах этот праздник более весело отмечают, город же бледно собирается у какой-нить соседки/подруги, эдакий "узаконеный" девичник :). и таки да - мужчины в этот день опасаются попадаться в такие компании, минимум в снегу вываляют :). да, и у нас не измеряют штангенциркулем череп, чтобы выяснить болгарка ли, или гагаузка, или вообще кто - у нас просто празднуют, все, не взирая на ДНК :)

 

 

 

21 января бессарабские болгары отмечают Бабин день

Празднование дня 8 марта как праздника в честь женщин является более поздним явлением. Болгары и гагаузы отмечали другой день посвященный бабке-повитухе (бабе) и роженице - 8/21 января, празднование которого имеет более древнее происхождение. Данный праздник известен под названием "бабин день".

Праздничная обрядность включает несколько обрядовых комплексов, главными из которых являются обряды, связанные с водой – купание повитухи у колодца и праздничная трапеза.

На Бабин день женщины, имеющие детей, шли в дом к бабке-повитухе, которая принимала у них роды. Каждая женщина приносила с собой калач с вареной курицей “kaniska”, вино и различные подарки: полотенце, мыло, чулки, мелкие деньги и т.д. Вначале женщина целовала руку повитухе и одаривала ее подарками. Праздник отмечался женщинами одной-двух улиц сообща.

К этому празднику баба приготовляла обильное угощение, которое сопровождалось песнями, плясками (хоро). Гулянья продолжались до глубокой ночи. Вечером, когда праздник был в самом разгаре, женщины впрягались в телегу или в сани, в зависимости от погоды, и везли бабу к колодцу и там обливали ее водой. Цель обычая обливания водой – наделить бабу здоровьем.

Настроение у всех женщин было очень приподнятое и решительное. Только в "бабин день" женщины могли позволить себе некоторую вольность по отношению к мужчинам, которых подвергали символическим наказаниям. Поэтому мужчины избегали в этот день ходить по улице. От встречавшихся на пути мужчин требовали выкуп вином или деньгами в противном случае их обливали водой или бранили.

В последнее время, с появлением родильных домов, праздник продолжали отмечать в честь акушерки села или у "народной целительницы", лечившей детей от различных болезней.

 
12553103_438803079640412_102368332889762
 

 

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

Молдавское село Орловка на берегу Ду­ная – единственное православное село на Одесщине, которое Рождество отмечает 25 декабря. 

Причем празднование проходит в виде уникального обряда, аналогов которому в многонациональном Придунавье нет. 

– Побывав однажды на празднике, почувствовав его энергетику и позитив, хочется каждый год в этот день ехать в Орловку, – говорит заместитель председателя Одесского областного совета Юрий Димчогло, которого мы встретили в этот день среди гостей. – Я прихожу к мнению, что данный праздник нужно включить в перечень областных: сюда могли бы приезжать жители всех уголков Украины. Можно подумать об изготовлении сувенирной продукции, чтобы туристы увозили с собой что-то на память об этом уникальном празднике. 

Итак, вкратце об обряде, участниками которого являются исключительно юноши села. Поскольку Орловка условно делится на две части, накануне Рождества собираются две команды. Каждая из них выбирает предводителя – Мошула (в переводе с молдавского – дед). Для главных героев изготавливаются специальные маски. Они шьются из кроличьих и козьих шкур, украшаются кожаными ремешками, конским волосом, шерстяными нитями, бобами. Над головой каждого Мошула – нимб из цветов и пестрых лент. На поясе – четыре увесистых колокола, какие вешают на шеи быков, поэтому приближение Мошула слышно издалека. Внешне он похож на шамана языческого племени. 

С наступлением темноты 24 декабря юноши начинают колядовать. Причем в каждое подворье сначала забегает чата-маре (большая группа), в которую входят юноши, отслужившие в армии. Они исполняют колядки – хозяину дома, девушке на выданье, новорожденному и так далее (всего до наших дней дошло чуть более дюжины колядок). Когда чата-маре покидает подворье, сюда вбегает чата-Мошул (группа, сопровождающая Мошула) – и колядует вновь. 

Поскольку в Орловке более тысячи подворий, каждой команде за ночь предстоит большая работа, передвигаться приходится только бегом. Если Мошул случайно пропустит чей-то дом, это считается дурным предзнаменованием: на следующий год жди несчастий. Поэтому жители Орловки всю ночь не спят, включают как можно больше света, ожидая гостей. 

Утром два «войска», движение которых всегда сопровождают звуки кларнета и барабана, пересекают условную границу села и колядуют на территории соперников. 

Поутру особая гордость парней – количество собранных калачей, которые нанизаны на шесты, это подарки благодарных хозяек. Еще один интересный момент – белые цветы на головных уборах юношей. В эту ночь каждая девушка может подарить парню цветок – своеобразное признание в любви (и есть герои, у которых за ночь появляется на голове целая клумба!)

Наконец, часам к десяти две команды во главе с двумя Мошулами характерным строем, под музыку сходятся на центральной улице. Парни одеты в военную форму, одна часть села – в камуфляж десантников, вторая – в черные бушлаты и тельняшки. 

Молодые люди танцуют – неистово, рьяно, как в последний раз. Кто-то стучит дубинками, связанными из камыша, о землю – выгоняют из села злых духов. 

Наконец две команды сливаются в огромный круг, в котором оказываются два предводителя. Их поднимают на плечи, и Мошулы на глазах всех присутствующих приветствуют друг друга. Они обмениваются подарками, откупоривают шампанское, после чего начинается «битва». Подняв предводителей, как знамена, команды начинают переталкиваться. Победившим считается тот Мошул, которому удастся в этой схватке устоять и низвергнуть соперника. Все село болеет за «своих».

Что все это значит? Об этом сегодня можно только догадываться.

– Соревнование, очевидно, говорит о том, что в селе не может быть двух лидеров, – предполагает экс-начальник районного отдела культуры уроженка Орловки Мария Катаной. – Что касается даты празднования, то логика здесь простая: Рождество всегда предшествовало Новому году. Данный обряд является уникальным, и когда мы демонстрировали его на международном фестивале в Яссах (Румыния), среди знатоков фольклора это вызвало настоящий фурор.

Значение многих обрядовых действий, в которых православие явно переплелось с язычеством, не может объяснить никто. Жители Орловки, которые отличаются упорством характера, просто повторяют старый обряд из года в год.  

– В молодости, лет шесть подряд, я тоже колядовал, – говорит сельский голова Михаил Куванжи. – Мы считаем, что обязаны сохранять и чтить традиции наших предков.  

Этот обряд – демонстрация молодых сил села, сплоченности юношества, умения организоваться и  действовать командой. Глубокий смысл, очевидно, заложен и в военной форме, которая подчеркивает мужественность, силу и красоту каждого молодого человека. 

…Последняя колядка в этот день по традиции была посвящена сельскому голове. Добрые пожелания, конечно, прозвучали и в адрес почетного гостя Юрия Дмитриевича Димчогло. И примар, и представитель облсовета щедро одарили колядующих деньгами. 

В этот день не скупится никто. Какими бы сложными ни были времена, в Орловке столы ломятся от национальных молдавских яств. В этот день орловчане ходят в гости к кумовьям, поздравляют друг друга с Рождеством, желают мира, благополучия и здоровья. 

http://izvestiya.odessa.ua/ru/2016/01/05/kazhdyy-god-25-dekabrya-my-s-druzyami-edem-v-orlovku

 

 

 

больше фото, правда 2012 года

 

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

моя Бессарабия :). давайте узнавать друг друга. Украина большая и очень разная, давайте вычищать привнесенные разделения на сорта, прочую срань, которой хотят нас разделить, нам делить нечего, давайте просто знакомиться :)

 

в фильме есть и Вилково (украинская Венеция с его ериками и кладками), есть плачковский винзавод "Колонист", очень правильное определение от одесситов, которые тоже до конца не знают Бессарабию, спасибо им за честность, ну и там есть душа моей земли, которая умеет ценить мир и там есть люди, которые умеют жить в мире.... добро пожаловать :)

 

 

 

Фильм снят в рамках проекта «Украинская миротворческая школа» (http://peace.in.ua), направленного на трансформацию конфликтов в приграничных регионах Украины, совместно с Общественной организацией «Содействие межкультурному сотрудничеству», при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Украине. 
(...)
Съемки проходили в октябре 2015 года в Одессе, Измаиле, Болграде, Вилково, Татарбунарах, с. Котловина, с. Жовтневе, с. Новосельское, с. Каменка Одесской области.

 

 

вот такая мы "вата"....

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...
14 февраля Трифонов день (на болгарском Трифон Зарезан) – христианский праздник восточных и южных славян, связанный с приближением весны. Особо широко отмечается в Болгарии и Сербии. Считается предвесенним праздником виноградарей, поскольку св. Трифон признан их покровителем.

 

В этот день молятся о будущем щедром урожае, проводят ритуальную обрезку виноградной лозы, которую щедро поливают вином. Считается, что если в дом зашла праздничная процессия во главе с избранным Царем Трифоном – быть добру.

 

 

 традиционный болгарский праздник виноградарей – Трифон Зарезан, который ассоциируют с окончанием зимы, приходом весны и началом полевых работ. В этот день виноградари обрезают виноградную лозу.

Обрезание осуществляется мужчинами, которые, собравшись в группы, идут обрезать виноградники в сопровождении музыканта. Каждый приносит с собой свежеиспеченный лаваш, колбасу или вареную курицу, вино и святую воду. Каждый из хозяев срезает по несколько веточек с одной или трех лоз своего виноградника и поливает вином место, где отрезал.

Таким образом, он напоминает виноградной лозе, что она должна дать хороший плод, чтоб хозяин сделал из http://odessanews.net/wp-content/uploads/2016/02/ygtv-300x201.jpgвинограда хорошее вино. Обрезание сопровождается чтением благословения богатого урожая, святой водой окропляют виноградник, чтобы защитить его от болезней. Из срезанных виноградных веточек виноградари делают венки, которые надевают на головы и относят в дома, где ставят перед домашней иконой. После окончания процесса обрезания болгары собираются на общую трапезу в винограднике, каждый ставит на стол то, что несет с собой. Угощенье сопровождается песнями.

 

http://ukrafoto.com/images/photosuf/thumbs/26049/big_446365.png

 

http://ukrafoto.com/images/photosuf/thumbs/26049/big_446363.png

 

http://ukrafoto.com/images/photosuf/thumbs/26049/big_446362.png

 

http://trassae95.com/images/73/big/73727-rajcentr-odesskoj-oblasti-otmetil-prazdnik-svyatogo-pokrovitelya-vinodeliya-big.jpg

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

А як весілля у вас проходять?

у каждого по-своему и традиции стараются беречь, хотя почему так именно празднуют вопросом не задаются, при этом все толерантно оносятся к другим и со своим "а вот у нас" не лезут. т.е. молдаванин вполне в болгарском селе будет отплясывать под болгарские музыки, равно как в украинском селе на стол в т.ч. традиционно ставят гагузскую каварму из баранины а на сладкое налисники, и это нормально, т.е. есть разумное проникновение и сосуществование культур.... по традициям/обрядам можно много рассказывать - вот в селе моего мужа, которое считается украинским, даже при советах там была украинская школа и сейчас есть, но полсела с фамилиями мустипан, мариоглу, ганган и т.д. (село находится на ГасАнском полуострове, называлась раньше Г(Х)асАн-Аспага), но все украинцы как один, например, на свадьбах после росписи/венчания невеста со своими гостями идет к себе домой сама, жених - к себе, и целый день гуляют отдельно друг от друга, вечером конями/автивкой жених приезжает забирает к себе (в наше с мужем время еще было, что везли невесту ну может не со всеми, но подушки/одеяла и еще шойта чтоб показать приданое  в повозки, по улицам села с музЫками, из дворов родственников/крестных молодых обязательно должны вынести графин вина и угостить всю процессию) и только тогда уже пара вместе. такое только у них видела чтобы молодые были врозь, откуда у них это в селе никто и не задается вопросом, так у дедов было, так и сейчас есть..... у моей бабушки в селе, которое считалось наполовину молдавским, наполовину украинским - гости невесты ее практически на свадьбе не видят - утром забрал жених и с концами, гости приходят, гуляют (называется это "мАса мАре") а молодые только вечером появляются, когда невесту уже "покрыли", собрали деньги и отвалили опять к жениху. обязательно есть посаженые родители, но называются они что у украинцев, что у тех же молдаван - нанаши, семейная пара обязательно.... невесту покрывают тоже не под "горила сосна палала", а: невесту сажают на стул/скамейку, за ней скамья, на которую поднимаются две подружки, держать тарелку/поднос над ее головой и стараются поймать денежки, которые бросают два друга жениха, стоящих перед невестой, между этими двумя парнями стоит третий, держит на двух камышинах платок и старается набросить его на голову невесты, никаких свекрух в этом действе не учатсвует. да, музыка, канеш, есть, но вполне может быть и молдовеняска, и болгарская "закулими черна кукошка" и т.п., а молОдеж при этом вполне себе может на украинском или липованском шпрехать, и никаких сосен нет,  у нас степь, водоемы и камыш...

Link to comment
Share on other sites

Дуже цікаво! Впало в око отаке:

 

 

 полсела с фамилиями мустипан, мариоглу, ганган

 

Мостіпан (Mości Pan) - це польською "Вельможний пан", звернення, наприклад, до судді чи члена сейму у давній Речі Посполитій, зокрема, в тодішній Україні. Там у селі мусять жити вихідці з центру України вперемішку з молдованами і тюрками.

Link to comment
Share on other sites

 

 


Там у селі мусять жити вихідці з центру України вперемішку з молдованами і тюрками.
во времена бесконечных воин и завоеваний этих земель разными кому повезет в отрезке времени подобные села полностью або частично вырезались под корень (тот же Суворов при своем победоносном походе таким не гнущался)  заселялись победителями. вполне могли в одну из побед быть и польские корни, тут казацкая вольница здорово побегала, в округе, например, могила гетьмана Ивана Свирговського.
Link to comment
Share on other sites

Не конче польські, козацька аристократія нормально чергувала січове життя і походи з цілком цивілізованим господарським життям згідно законів Речі Посполитої, освітою в Європі і т.д., звідки багато чого набиралася. Польську тодішні українці знали добре і багато слів перетекло в українську у зміненому вигляді, як то є між сусідами. Колись "мосціпане" або коротше і фамільярніше "мосьпане" - це було просто шанобливе звертання, і між українців теж. Тому колишніх поляків біля Вас, мабуть, нема - далеко, а Ваші Мустіпани, скорше всього, потомки якогось небідного козака.

Link to comment
Share on other sites

моя Бессарабия :). давайте узнавать друг друга. Украина большая и очень разная, давайте вычищать привнесенные разделения на сорта, прочую срань, которой хотят нас разделить, нам делить нечего, давайте просто знакомиться :)

 

в фильме есть и Вилково (украинская Венеция с его ериками и кладками), есть плачковский винзавод "Колонист", очень правильное определение от одесситов, которые тоже до конца не знают Бессарабию, спасибо им за честность, ну и там есть душа моей земли, которая умеет ценить мир и там есть люди, которые умеют жить в мире.... добро пожаловать :)

 

 

 

Фильм снят в рамках проекта «Украинская миротворческая школа» (http://peace.in.ua), направленного на трансформацию конфликтов в приграничных регионах Украины, совместно с Общественной организацией «Содействие межкультурному сотрудничеству», при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Украине. 

(...)

Съемки проходили в октябре 2015 года в Одессе, Измаиле, Болграде, Вилково, Татарбунарах, с. Котловина, с. Жовтневе, с. Новосельское, с. Каменка Одесской области.

 

 

вот такая мы "вата"....

Чудовий, пізнавальний, цікавий і позитивний фільм

 

вам би туди дороги і маршрути з інфраструктурою і щоб кухню показав кожний народ і це буде во :good:

Link to comment
Share on other sites

ну мій кліп не з БЕсарабії, али свої "хори" болгари танцюють скрізь

До речі, зараз дивлюся фільм, дядько на ймення Іван Шишман.... ну оце батьки "дали странє угля"  :gigi:

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

 

 


бува й так:
о, хора!  :tu:  у болгар "хоро", у молдаван "хора", а танцуют все, но там дыхалку надо иметь))))) в молдавских селах/городках даже праздники устраивают - хору танцует весь город, на разных площадках, или сами организовываются, гости ессесно приезжают, и танцуют все, вполне их мэра можно увидеть отплясывающим))) Молдова вот даже в 2009 году с хорой на евровидение ездила

 

 

 

 

а вообще традиционно у нас такая музыка на тех же свадьбах, и не важно кто гуляет - молдоване ли, болгары, украинцы, липоване))))

 

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Мэрцишор и Баба Марта  :) , с весной всех!

 

у нас, на Бессарабии, 1 марта девушки и женщины украшают себя бутоньерками, которые молдаване называют мэрцишорами, а болгары - мартеницами. У молдаван 1 марта - это праздник Мэрцишор, у болгар - Бабы Марты :). В мое детство в школе мы с девчонками обязательно крутили из красных и белых ниток такие бутоньерки (ну кому бабушки или кто из старших не расстарался))) ). 

 

 

http://www.businessclass.md/materials/2013/02/28/1362047233_66908400.jpg

 

 

Мэрцишор – это очень красивый весенний праздник, который традиционно отмечают с 1 по 12 марта  модавские села Измаильского и Ренийского районов. Эта традиция чтится многие годы и среди выпусникников и преподавателей Измаильского государственного гуманитарного университета.  В эти дни проводят различные музыкальные фестивали и ярмарки. Главная традиция во время Мэрцишора – дарить друг другу амулеты-украшения, которые так и называются – «мэрцишор» (два маленьких цветочка красного и белого цвета, которые крепятся к одежде).

Рождена эта красивая традиция легендой. В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела на прогалинке, в зарослях терновника пробившийся из-под снега первоцвет. Решила она помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Увидела это Зима и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, и отправила его уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Наклонилась Весна, прикрыла руками слабый росток и укололась терновником. Из пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму

Бессарабские болгары  чтят первый весенний праздник, который называется Мартеница. Своими традициями, историей и названием он очень похож на Мэрцишор. Болгарские амулеты носят название мартеницы, и они тоже двухцветные. Красный цвет, в первую очередь, символизирует женское начало, материнство и здоровье, а белый – мужское начало и силу. Кроме этого, белый цвет считают символом целомудрия, весенней свежести и чистоты.

Read more: http://bessarabiainform.com/2015/03/tradicii-prazdnovaniya-pervogo-dnya-vesnyv-bessarabii/#ixzz41dyZ1gKO

 

Честита Баба Марта! - так поздравляют болгары друг друга по национальной традиции - 1 марта, с  первым днем Весны.

 

Легенда гласит:  Хан Аспарух в день празднования создания нового государства Болгарии  - получил весточку  от своей сестры Калины о том, что сестра жива и здорова. Сестра отправила Хану и подарок в виде букетика цветов, связанных красной и белой нитями. Хан очень обрадовался подарку и приказал с тех пор этот день 1 марта праздновать цветами, перевязанными красными и белыми нитями.

Болгарские рукодельницы задолго до 1 марта приготавливают болгарские мартеницы - это плетенные амулеты из красных и белых нитей. Этим товаром в Болгарии торгуют  и в городах и в селах. Мартеницы являются символом здоровья, талисманом плодородия и долголетия.

 

 

 

это самый простой классический вариант мэрцишоров

http://mold.su/images/fbfiles/images/MARTISOR.jpg

 

 

еще такой вариант очень распространен

 

01-04.jpg

 

вариант болгар 

 

http://www.acapod.ru/img/misc3/bm4.jpg

 

такие тоже очень простые в изготовлении и потому часто встречаются

 

http://1.bp.blogspot.com/-o0P-SNtOG9o/VPIs5eOYrqI/AAAAAAAAJvE/M-KA4Yb0eaM/s1600/Marteniza-ball.jpg

 

 

Весны, Добра, Любви всем! :)

 

http://i61.tinypic.com/971vsj.jpg

Змінено користувачем Nadin
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

Бессарабия - это Украина!  [ua]

 

 

 

Разрушу стройный ряд публикаций о победе Джамалы:))). Чтоб мы все не перезагордились:))) - Многие не знают, что круизы в Украину бывают не только по морю. Так вот, не только Одесса, но и Вилково (Усть-Дунайский порт) принял на этих днях первый иностранный круиз - швейцарский речной круизный лайнер на 260 пассажиров... И так будет еще 8 раз:)))

 
 
Усть-Дунайский морской порт (Вилково) принял первое в новом сезоне круизное пассажирское судно Nestroy. Как сообщает пресс-служба ГП…
BLACKSEANEWS.NET
 
 
  • Upvote 4
Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...

еслишо например  :nose3:

 

#ЧомуЯуМузБаті #МузБат #TaRuta

Приїзди на "Дунайську Січ", фестиваль української рок-музики, що об'єднує серця! Слухай українське! Співай за Україну!

Де: м. Ізмаїл, Одеська обл.
Коли: 1-2 жовтня.
Хто: Haydamaky , Тінь Сонця (Sun Shadow) , TaRuta , Очеретяний кіт , Друже Музико , Телері , W.H.I.T.E. , Сергій Файфура та інші члени Музичного Батальйону! 

"МузБат - це не просто команда однодумців, людей, які як ніхто розуміють значення своєї тяжкої праці, своєї місії. Це команда справжніх бойових побратимів. Ми вояки строкової служби, загартовані громом і вогнем на лінії фронту в АТО. Ми докладаємо максимум зусиль для відновлення миру на нашій землі. От лишень замість багнетів у нас в руках гітари, бандури і сопілки. І тут не важливо - зірка ти чи молодий співак, бо у солдатських казармах, наметах чи бліндажах, де нам доводиться ночувати під час концертів в АТО, немає VIP апартаментів. Тут всі однакові. Ми разом в одному строю. Тут немає "дідівщини". Бо ми - МузБат!", - 
Yevgen Romanenko , керманич гурту "TaRuta", Заслужений артист України.
 
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

×
×
  • Створити...