Перейти до змісту

Свіжий Гайдай 29.04.2019


tom_cat

Recommended Posts

Петр Порошенко практически не имеет шансов выиграть у Владимира Зеленского. Самые тяжелые ошибки Зеленского не приведут к тому, что его избиратели переметнутся к Порошенко. Почему Сергей Гайдай и Юрий Романенко приняли решение поддержать Зеленского и почему они его будут мочить потом?

0:01:00 В Украине идет супер-нескучная политика.

0:02:10 Второй тур выборов - это как футбольный матч, где болельщики не меняют мнения после поражения своей команды

0:04:00 Порошенко достойно ответил Зеленскому

0:07:40 Битва между Порошенко и Зеленским это такая иллюстрация Эдипова комплекса

0:11:14 Железная математика второго тура от Сергея Гайдая

0:16:14 Неужели вы считаете, что Зеленский хуже Януковича?

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

В'юха Гайдая у Гордона  
 

Гайдай: Для Кремля Порошенко – гарант бесконечной слабости Украины. Грубо говоря: зачем убивать, если можно обанкротить страну?
 
Через несколько часов в Киеве на стадионе "Олимпийский" начнутся дебаты между двумя кандидатами в президенты Украины – Владимиром Зеленским и Петром Порошенко. По сути, это первая публичная встреча двух финалистов предвыборной гонки. В интервью "ГОРДОН" известный политтехнолог Сергей Гайдай рассказал, почему убежден, что дебаты уже ничего не изменят, какие риски ждут страну после победы Зеленского или Порошенко, и какие два основных сценария разработаны в Кремле для дестабилизации Украины изнутри.


 


– За кого отдадите голос во втором туре президентских выборов в Украине?

– Буду голосовать против Порошенко, но не за Зеленского.

– То есть испортите бюллетень?

– Порча бюллетеня ничего не решит. Второй президентский срок Порошенко и последующий сценарий для Украины пугают меня значительно больше.

– При этом, ставя в бюллетене галочку напротив фамилии Зеленского, вы в том числе осознаете риски с приходом к власти новичка в политике?

– Конечно. Риск первый и самый серьезный: будучи неопытным политиком, Зеленский может начать опираться на опытных людей из системы. Иначе говоря, есть вероятность, что он медленно превратится в Порошенко, может, в чуть улучшенную версию, потому что Зеленскому еще придется учиться грабить.

Естественно, при президенте Зеленском за короткий срок изменений в стране не будет. Наоборот, возможна имитация, как при Порошенко. Кроме того, главе Украины Зеленскому придется потратить несколько лет, чтобы выстроить собственную президентскую вертикаль. Но в любом случае, в отличие от Порошенко, ему будет гораздо сложнее узурпировать власть – мгновенно нарвется на жесткое сопротивление политикума, правящего класса и, естественно, гражданского общества. 
 
– А еще какие риски видите?

– Второй сценарий – вариант "Ющенко-2". То есть президент Зеленский витает где-то в облаках, а рядом – "любі друзі", которые тихо грабят страну. Хотя из всех украинских президентов именно при Ющенко была самая комфортная атмосфера в стране.

– Для вас лично?

– Для всех. Да, Ющенко были недовольны. Да, он не занимался по-настоящему реформами, армией, не создавал новую элиту, а лишь подкармливал старый совковый правящий класс. Да, ему во многом повезло, потому что был мировой экономический подъем и Украина попадала в эти тренды. Но! В отличие от Кучмы и Януковича, Ющенко не зачищал конкурентное поле. Реформ не было, коррупция процветала, но давления и преследований за критику власти точно не было.

Зато действующий президент достиг в зачистке оппозиционного поля серьезных высот. Такого внутреннего страха, недовольства и раскола внутри Украины, как при Порошенко, я не помню. Работает огромная пропагандистская машина, которая делит граждан на правильных и неправильных, а сам Порошенко все пять лет пытался выстроить в Украине российскую модель управления государством. 
 
Есть третий сценарий. Например, понимая уровень своей колоссальной некомпетентности и вызовы, которые стоят перед страной, Зеленский сработает как эффективный менеджер, то есть соберет профессиональную команду. Возможно, ошибаясь в подборе кадров, но быстро исправляя ошибки. Вы понимаете, что такое общественный договор?

– Что-то вроде соглашения между гражданами и властью: мы делегируем вам полномочия представлять наши интересы, но взамен вы берете на себя определенные обязательства и гарантируете нам права и свободы.

– Общественный договор существует всегда и везде, это основа государства. Одни страны, например США, создавали общественный договор осознанно и зафиксировали документально в виде трех базовых документов – Декларации о Независимости, Билле о правах и Конституции.

В большинстве стран мира общественный договор документально не оформлен и представляет собой некий неписаный свод правил, по которому живет и власть, и общество. В Украине это даже не свод правил, а понятия, в том числе бандитские. Наша беда в том, что законы государства и понятия жизни в этом государстве – абсолютно разные вещи.

– Приведите конкретный пример, когда закон и понятия фатально не совпадают и отражаются на всей стране.

– Как устроена Украина? Наверху те, кто умеет нарушать правила так, чтобы им за это ничего не было. Порошенко – типичный и, пожалуй, самый успешный представитель этого общественного договора. Полномочия президента очень четко прописаны в Конституции, более того, там же четко зафиксировано: Украина – парламентско-президентская республика.

Но Порошенко все пять лет своей президентской каденции было, простите, насрать на Конституцию. Он взял под контроль всю власть, далеко выйдя за рамки полномочий. Он учился этому 20 лет, перенимал опыт у Кучмы, Медведчука и так далее. Но при них он был в третьем или втором эшелоне власти, а в 2014-м его мечта сбылась и он стал главой государства. И что мы увидели? Актерскую игру на публику и кулуарные договоренности. 
 
Спикеры Порошенко все время повторяют: мол, президент не отвечает за экономику, вообще не имеет к ней отношения. Глупости! Он влез во все экономические отрасли Украины, он самый большой владелец активов, он договорился со всеми олигархами, кроме одного.

– Игоря Валерьевича…

– …Коломойского, который взбрыкнул. Порошенко жил, живет и будет жить по закулисным правилам, нарушая основные законы, которые, по его мнению, нужны для дурачков вроде нас с вами и других граждан Украины.

– Вы уверены, что при президенте Зеленском есть шанс переписать общественный договор, привести его в соответствие с Конституцией и законами?

– Не уверен, но шанс есть хотя бы потому, что Зеленский никогда не был участником системы, он искренне, как мне кажется, думает: президент должен действовать строго по Конституции. О том, что можно иначе, он даже не знает.

– Судя по интервью, Зеленский не так много знает о государственном управлении, и это немного пугает.

– А тот, кто знает и считается компетентным в политике, но использует власть исключительно для собственного обогащения, вас не пугает? Вы действительно не боитесь второго срока Порошенко? Этот человек последние пять лет насилует страну, учился этому минимум лет 20 своего пребывания в политике. Есть возможность избрать совершенно нового главу государства. Гарантий никаких. Да, новый еще никто, но старый точно насильник. Так что вас пугает?

– Я не понимаю, на какую команду будет опираться Зеленский и какие группы влияния могут за ним стоять. Меня настораживает эта неизвестность.

– Удивительная логика! Пять лет подряд при президенте Порошенко у нас грабеж армии, воровство из бюджета, имитация реформ, усиление Медведчука, увеличение товарооборота с Россией... Во время войны! Но вас это не пугает так, как "неизвестность Зеленского"? 
 
Давайте решать проблемы по мере их поступления. Сейчас серьезная проблема для Украины – именно Порошенко. Станет Зеленский проблемой для страны – будем решать, критиковать, сопротивляться. Но делать выбор по принципу: да, он сукин сын, но мы его хотя бы знаем, – это гражданское самоубийство. Кто у нас президент по Конституции?

– Согласно статье 102: "…гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина".

– Если совсем упрощенно, президент – гарант справедливости в стране. Вы ее ощущали, эту "справедливость", за последние пять лет? Особенно, например, в судах, где рассматриваются преступления против Майдана?

– А открытая и очень активная публичная риторика в поддержку Зеленского от Портнова, Лукаш и других топ-чиновников времен Януковича вас не настораживает?

– Мне плевать на Лукаш и Портнова. Мой выбор как избирателя никто не должен определять, я ни у кого не собираюсь идти на поводу.

– Но вы не можете не учитывать публичные заявления со стороны этих и других одиозных персонажей из прошлой власти.

– Повторяю: не хочу, чтобы эти люди со своими симпатиями и антипатиями определяли мой личный выбор. Я сам должен понимать, что и как выбираю. И потом, разве Зеленский говорил, что назначит Лукаш министром юстиции, а Портнова – генеральным прокурором?

– Зеленский за всю президентскую кампанию лишь пару раз вышел на полноценный контакт со СМИ.

– Беснование бывших регионалов связано с их проигрышем оранжевой группе. Клан Порошенко захватил власть, которая раньше была у этих пацанов. Хотя, по сути, оба лагеря – и оранжевый, и бело-голубой – были и есть одинаковыми. Это внутривидовая борьба. Они радуются уходу Пети, но это не означает, что Зеленский их кандидат.

Это давний политтехнологический прием, отработанный еще в 90-е в России. Когда оппозиционер ельцинского режима Явлинский начал реально претендовать на президентский пост, его внезапно публично поддержало огромное гей-сообщество. Для скрепоносной России это смерть политической карьеры кандидата. Массовая поддержка со стороны геев была организована именно штабом Ельцина. 
 
Мне понравился ответ Пономарева, которого в недавнем интервью спросили: на кого на этих президентских выборах в Украине ставит Кремль и ФСБ?

– И что ответил экс-депутат Госдумы Илья Пономарев, который летом 2016 года получил вид на жительство в Украине?

– В Кремле минимум два сценария того, как поступить с Украиной. Первый предложен условно политическим крылом во главе с Сурковым. Согласно этому сценарию, Порошенко пока лучший выбор для России.

– Почему?

– Потому что для Кремля Порошенко – зло, но зло привычное и понятное. С ним налажен контакт, он изучен, совершенно ясно, как на него давить через доверенное лицо Путина в Украине Медведчука. Грубо говоря, если опять выберут Порошенко, в ближайшие пять лет неприятных сюрпризов для Кремля не будет: страна по-прежнему будет бедной с неэффективной властью.

Для Кремля, глобально и идеологически, Порошенко – гарант бесконечной слабости Украины. Грубо говоря: зачем убивать, если можно обанкротить страну? Главное – не мешать, украинская власть сама с этим справится. Это позиция Суркова. 
 
– А второй сценарий Кремля для Украины, согласно Пономареву, какой?

– За второй сценарий отвечает условный силовой блок во главе с Патрушевым (секретарь Совбеза РФ, экс-директор ФСБ, ближайший соратник Путина. – "ГОРДОН"). Они исходят из логики максимальной дестабилизации Украины изнутри, потому что в мутной предвыборной воде легче всего словить рыбу и увеличить присутствие России.

Патрушевские провоцируют очередной Майдан в Украине, потому что во время "смуты" (так они называют украинские протесты) Кремль только выигрывал, например, откусывал и аннексировал куски территорий. В качестве одного из примеров такой дестабилизации Кремля ситуации в Украине вбрасывается информация о якобы готовящихся масштабных фальсификациях власти на выборах. Цель – вывести народ на улицы Киева.

Обратите внимание: это говорит Пономарев, у которого с Порошенко хорошие отношения.

– Давайте я тоже обращу ваше внимание, что все время президентской кампании в Украине российские пропагандистские каналы смешивали с грязью Порошенко как кандидата и открыто поддерживали Зеленского.

– Конечно, потому что это реализация силового сценария Патрушева. В Кремле же знают, что Порошенко – криминальный политик, работающий только через подкуп и фальсификацию. В Кремле понимают, что реальный соперник Порошенко на выборах – Зеленский. Значит, давайте хвалить Зеленского и ругать Порошенко, тем самым опуская рейтинг первого и увеличивая шансы второго в глазах украинского патриотического избирателя. И тогда, кто бы ни победил, шансы вывести на Майдан людей значительно увеличатся.

Если победит Порошенко – люди выйдут с протестом, потому что будут убеждены в тотальной фальсификации результатов голосования. Если выиграет Зеленский – тоже выйдут, потому что будут убеждены, что это ставленник РФ. Главное, вывести людей на протест и в смуте уже действовать. Как именно – посмотрим по обстоятельствам, ресурсов достаточно. Это позиция Патрушева и силового блока Кремля. 
 
– Мне рассказывали, что вокруг Зеленского сейчас несколько групп влияния и каждая борется за "доступ к телу". Вы знаете, что это за группы?

– Не знаю, но могу предположить. Думаю, групп влияния вокруг Зеленского две. Первая – непосредственно Зеленский и его близкое окружение, где ключевым является Андрей Богдан.

– Адвокат Игоря Коломойского, он сам это подтвердил.

– Да, юрист Коломойского. Он, по многим сведениям, пытается контролировать доступ к телу Зеленского. Но, например, Богдан защищал в суде Корбана, а до этого был в предвыборном списке БПП, когда Коломойский еще дружил с Порошенко. Кстати, Андрей Богдан очень много помогал украинской армии, занимался настоящим волонтерством и никогда на этом не пиарился.

Вторая группа влияния связана с телеканалом "1+1" и непосредственно Коломойским. И тут я подчеркну: если мы выбираем между олигархом Порошенко и олигархом Коломойским – я бы выбрал последнего.

– Почему?

– Обоих лично знаю. Чисто по человечески Коломойский мне гораздо симпатичнее, потому что уровень его жадности и лживости не такой, как у Петра Алексеевича. Самое главное – Коломойский эффективно себя зарекомендовал с началом войны как очень проукраинский человек.

– Вам не кажется, что в 2014 году интересы Коломойского и интересы государства Украина просто совпали? Потому что дальнейшие шаги Игоря Валерьевича, например добиться через суд компенсации от государства $2 млрд за национализацию "ПриватБанка", проукраинскими назвать сложно.

– Мне плевать, даже если в 2014-м интересы Коломойского просто совпали с интересами Украины. А вот у Порошенко с его Липецкой фабрикой не совпали интересы с Украиной. И до сих пор не совпадают! Более того, Коломойский не общается с Кремлем, в отличие от Петра Алексеевича, который регулярно это делает через Медведчука. Подчеркиваю: общается не в государственных, а в личных бизнес-интересах.

Коломойский в 2014 году организовал сопротивление и оборону Днепропетровской области, что стало ключевым, чтобы "русская весна" не расползлась на всю Восточную Украину. Это человек, который собрал очень эффективную команду, из собственного кармана профинансировал первые добровольческие батальоны. В биографии действующего главнокомандующего такого нет, наоборот: Порошенко со своими ручными военными прокурорами и судьями пачками бросает добровольцев за решетку.

У Порошенко по-прежнему бизнес в России. Именно поэтому я утверждаю: Коломойский, в отличие от Порошенко, проукраинский олигарх, благодаря которому появился удивительный термин "жидобандеровец". По инсайдерской информации, Коломойский сейчас недоволен Зеленским, тот не хочет его слушать и делает свое, особенно что касается возможных будущих назначений на ключевые посты. Коломойский предлагал ему одних людей, а тот не согласился.

– Каких людей и на какие должности?

– Не знаю. 
 
– За кого голосовали на президентских выборах 2014 года?

– Точно не за Порошенко. И не за Юлю. Голосовал за Гриценко.

– К слову, вас не удивило, что Тимошенко так легко и быстро признала результаты первого тура выборов-2019?

– Удивило. Почему отказалась? Это вопрос уже к ней. Может, не поверила в успешность опротестования результатов первого тура.

Я считаю, что Юлия Владимировна не поняла, что ей надо было приобретать новый электорат. На самом деле старт ее президентской кампании был очень хорошим и перспективным, они опиралась на продвинутых молодых граждан и IT-технологии. Не знаю, кто ее убедил, что эта тема не выстрелила и надо возвращаться к ядерному электорату с лозунгами про тарифы, цены на газ и так далее. Юлия Владимировна и так бы свой основной электорат не потеряла, но зато могла приобрести минимум 5% новых голосов, которые дали бы ей возможность выйти во второй тур.

– Что должен сделать Порошенко, чтобы убедить вас проголосовать за него во втором туре?

– Ничего, абсолютно. Этот человек тотально врет всю свою политическую карьеру. Или вы верите обещаниям, которые он активно раздает последние две недели? То есть пять лет не делал, а сейчас, если проголосуете, сделает?

Надо четко понимать мотивацию человека. У Порошенко всю жизнь одна мотивация – самообогащение. Думаете, он изменится в свои 53 года? Хотя нет, есть одно, что может сделать Порошенко, что вызовет уважение и поменяет мое мнение о нем.

– И это...

– …добровольная отставка по принципу Ельцина: виноват, устал, ухожу. Знаете, есть одна вещь, за которую стоит сказать спасибо Порошенко. Благодаря ему в нашем обществе обнажилась такая гнилая нравственная болезнь, как порохоботы.

– Если вы про владофилов, которые отстаивают линию партии, какой бы она ни была, так это явление было и до прихода к власти нынешнего президента.

– Я именно про порохоботов в самом широком смысле. Когда, казалось бы, адекватные, умные люди, на 100% зная, что Порошенко врет, грабит и фальсифицирует, все равно за него топят: мол, пускай, мы это принимаем ради сверхзадачи. Вот это и есть порохоботство, а на самом деле – глубокая нравственная болезнь общества.

Раньше гражданское общество, к которому все эти люди относились, воевало и не принимало преступлений власти. Не принимало при Кучме, не простило Ющенко, вышло на Майдан против Януковича. И вдруг споткнулось о Порошенко, поверило его "Армія. Мова. Віра" и начало грызть глотки критикам власти. Причем, если бы действительно Петр Алексеевич реформировал армию, сделал языковую революцию, запретил Московский патриархат… Но нет, все пять лет его правления были имитацией, а не реальными реформами и изменениями. 
 
– А я понимаю людей, которые, адекватно оценивая президентство Порошенко, сомневаются, надо ли голосовать за Зеленского. Например, мои знакомые говорят: "Да, Порошенко – зло, но зло знакомое, а значит, мы понимаем, как с ним бороться. В случае с Зеленским пугает его неопытность как главы государства".

– Помните культовый фильм "Матрица", когда главному герою Нео предложили две таблетки: синюю, что означало оставаться всю жизнь в иллюзиях, и красную, что значило отсоединиться от Матрицы (в нашем случае – от Системы) и узнать всю правду. Да, в мире правды очень неуютно и некомфортно, там вообще очень хреново, надо постоянно бороться, в том числе рискуя жизнью.

Мы сейчас тоже стоим перед выбором между синей и красной таблетками. Способность и готовность обманывать самих себя оказалась очень устойчивым массовым явлением. И не просто каких-то необразованных, недалеких, люмпенизированных людей, а именно жителей мегаполисов, среднего класса – людей, которые себя считают интеллектуалами. Но меня радует, что, несмотря на все страхи, очень много избирателей готовы принять красную таблетку, чтобы отсоединиться от Матрицы и понять, что, прикрываясь новыми лозунгами о ЕС и НАТО, Порошенко строил последние пять лет в Украине путинскую модель государства.

– При этом вы осознаете, что Зеленский тоже вполне может продолжать строить Матрицу.

– Жизнь – это сплошные риски. Развитие – тоже сплошные риски. Думаете, при втором сроке Порошенко таких рисков нет? Выше крыши! Более того, в случае переизбрания Порошенко это уже не риски, а реальная перспектива завершить строительство путинской модели государства в Украине, несмотря на то, что "русский мир" удалось остановить ценой огромного числа жертв. 
 
Что будет строить Зеленский, я пока не знаю, но все равно отдам свой голос за него. Потому что, голосуя за Зеленского, мы голосуем за слабого президента, при котором есть возможность, наконец, построить в Украине полноценную парламентскую республику.

Я согласен с Романом Безсмертным, который говорит: выбор Зеленского уничтожит институцию президентства. Я убежден, что в Украине не нужен институт президентства, мы вполне можем быть состоявшейся парламентской республикой.

– В пятницу, 19 апреля, на стадионе "Олимпийском" пройдут дебаты между кандидатом Зеленским и кандидатом Порошенко. Вам не кажется, что несмотря на соцопросы, где Владимир Александрович серьезно обгоняет Петра Алексеевича, все еще может измениться в пользу Порошенко?

– Если дебаты и повлияют, то на очень незначительную часть электората. Порошенко обречен, он проиграет, осталось лишь прогнозировать, с каким именно результатом. Если выборы и подсчет голосов будут честными – отрыв будет в два раза в пользу Зеленского.

Правда, есть еще одна версия. Очень много инсайдерской информации, что Порошенко не отдаст так просто власть в случае своего проигрыша. Как будет действовать, остается только догадываться. Я не исключаю сценария патрушевского крыла Кремля. Например, начнутся провокации, протесты, смута, от которых выиграет только Россия. Мне очень не хочется такого сценария, надеюсь, Украину не ждет столь ужасное развитие событий и Порошенко мирно передаст власть новому, законно избранному, президенту. 

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Вже повторююсь, але. Непогано було б зібратися адекватним зебілоаналітикам :D і напрацювати між собою консенсус не лише за термінами глибинна/тіньова, а і загалом розкласти по поличках усю нашу мародерську систему. І потім скоординовано нести в маси ці знання.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Рецепт для нової влади - новий Виборчий кодекс і впровадження онлайн-виборів.

 

 
Пора выполнить запрос украинцев, озвученный еще в 2004 году, – закон один для всех
При электронном голосовании ЦИК ликвидируется в том виде, в котором существует сейчас. Необходим новый орган, совершенно независимый от власти. Его члены тоже должны избираться гражданами прямым голосованием и не зависеть от влияния политического класса.
 
Это и может стать фундаментом построения нового, публичного государства, началом реформы всего государственного устройства на основе электронной переписи населения, электронного паспорта избирателя, гражданина и налогоплательщика. Благодаря этому можно будет понять, сколько же на самом деле в стране граждан-избирателей.
 
Чтобы проголосовать, нужно будет завести личный кабинет гражданина в сети. Тем самым автоматически усилиями народа будет сформирован электронный, актуальный и "живой" реестр избирателей. Государство практически ничего не потратит на создание такого реестра – все граждане будут регистрироваться самостоятельно. Потребуется лишь обеспечить для этого техническую возможность.
 
Такая система значительно повысит качество каждого голоса и затруднит действие систем подкупа. Особенно если продумать, как повысить ответственность граждан за право голосовать. Не нужно будет приходить на избирательный участок, оформлять открепительный талон, не обязательно находиться по месту прописки или вообще в стране. Проголосовать можно будет из личного онлайн-кабинета с помощью компьютера или смартфона в любом месте, где есть интернет. Даже за рубежом.
 
Новая система выборов – это не только упрощение голосования для избирателей. Это целый пакет законов, которые бы сделали возможным проведение национальных и местных референдумов. Появится механизм, с помощью которого их можно будет проводить часто и по любым вопросам, регулярно привлекать граждан к принятию решений по той или иной проблеме, а не решать все в закрытых кабинетах, кулуарно, исходя из личных интересов и выгоды. Это сразу позволит широкому кругу граждан принимать участие в законотворчестве, определять их отношение к законам, принимаемым парламентом.
 
Это даст возможность наконец сделать реальным механизм импичмента. Объявить импичмент президенту сможет как парламент на основании мнения народа, так и сам народ сможет выразить недоверие президенту и парламенту на основе собранных голосов. Разумеется, нужно отменить неприкосновенность всех без исключения представителей власти. Пора выполнить запрос украинцев, озвученный еще в 2004 году, – закон один для всех.
 
Чтобы сохранить имеющуюся поддержку, Зе нужно дать реальные возможности большинству украинцев участвовать в управлении страной
Таким образом можно будет внедрить инструмент определения доверия или недоверия к власти. Ежегодно можно будет оценивать работу власти. И если половина граждан, зарегистрированных в системе и имеющих право голоса, посредством онлайн-голосования выразит недоверие президенту или парламенту – это автоматически должно приводить к их отставке и новым выборам. Также это даст возможность отзывать любого депутата, отправлять в отставку любого чиновника, министра или мэра города, не оправдавшего доверия украинцев.
 
Возможно, стоит подумать и над сокращением срока полномочий главы государства и парламента с пяти до трех лет. Регулярная и более частая ротация – как ускоренный метаболизм: всегда на пользу социальному организму общества.
 
Владимир Зеленский должен предложить парламенту новую избирательную систему и действовать дальше как опытный политик. Если Рада не примет его предложения, это даст президенту легитимное право роспуска нынешнего парламента.
 
Если распустить Раду не получится и новые правила выборов принять в парламенте не удастся, нужно идти на парламентские выборы. Хоть летом на досрочные, хоть осенью на очередные. Но, чтобы сохранить имеющуюся поддержку, Зе нужно будет идти в парламент с предложением – в первую очередь дать реальные возможности большинству украинцев участвовать в управлении страной. Вместо регулярных Майданов и акций протеста. И вместе с выборами Рады выносить свои предложения на всеукраинский референдум. Это даст ему возможность либо через большинство в Раде, обеспеченное партией "Слуга народа", либо, опираясь на результаты референдума о поддержке своего пакета законов о прямом электронном народовластии, изменить выборную систему.
 
Иногда полезно поучиться и у отцов самой системы. Помните, как Кучма в 2000 году проводил свой референдум, беря под контроль Раду? Правда, Данилыч так и не выполнил пожелания голосовавших – ограничить неприкосновенность нардепов, сократить численность парламентариев до 300, сделать Верховную Раду двухпалатной. Наш второй президент просто использовал референдум как инструмент шантажа несговорчивых депутатов, не собираясь вносить изменения в Конституцию.
 
Готовность Зеленского взломать систему – единственное, что поможет ему не пожалеть о том, что он попал в зазеркалье отечественной власти. Главное – помнить, что играть нужно не по правилам и процедурам самой системы. Так ее не победить. Это как попытка выиграть у наперсточника. Вы никогда у него не выиграете, потому что правила этой игры – как тайные, так и явные – придумал сам наперсточник.
 
У хитреца можно выиграть только одним способом – прийти с командой поддержки, дать ему в ухо и отловить при помощи друзей всех его приспешников, затесавшихся в толпу вокруг игроков и помогавших ему разводить лохов. Наперстки отбираются, на руки надеваются наручники. И вся компания сдается полиции. По-другому играть и пытаться выиграть у аферистов не имеет никакого смысла.

 

В Украине междувластие.

Порошенко уже не президент, а Зеленский еще не президент. Первый раздает звания, награды и расставляет во власти своих людей, страхуя завоеванные позиции и активы. Второй – требует от Рады срочной инаугурации и называет нардепов мелкими жуликами. Кстати, Петр Алексеевич верен слову: сказал, что в его команде больше не будет друзей и бизнес-партнеров – и решил избавиться от токсичных персонажей, оставив это "наследство" преемнику.

Оказалось, что выиграть выборы недостаточно. Нужно еще суметь взять власть.

Чтобы выиграть решающий "третий тур" и взять власть, Зеленскому нужно продолжать оставаться человеком
Что же должен сделать Владимир Зеленский, чтобы взять власть? Требовать скорейшей инаугурации, чтобы распустить парламент? Поставить новых людей во главе силового блока? Не въезжать в здание на Банковой, найдя новое место для новой администрации? Сократить госаппарат в десятки раз? Поручить новому прокурору начать расследование дел о коррупции всего окружения бывшего президента? Не дать возможности Порошенко остаться в политике, поскольку это прямой путь к его возвращению во власть и реваншу клептократов? Перезапустить судебную реформу, обновив весь кадровый состав судебной системы? Назначить таких генпрокурора, главу СБУ и силовиков, которые вычистят авгиевы конюшни украинской топ-коррупции?

Да, все это важно. И все это необходимо сделать. И можно позволить себе любые радикальные действия, пока 70-процентная поддержка нового президента не растает уже через месяц. Из 54% поддержки Порошенко весной 2014 года как минимум половина уже осенью, на парламентских выборах, отошла к "Народному фронту". Причина – все ожидания и обещания, связанные с владельцем Roshen, оказались тщетными.

Чтобы выиграть решающий "третий тур" и наконец взять власть, Зеленскому нужно продолжать оставаться человеком, которого поддерживает не менее 70% избирателей. Как? Для начала новому президенту необходимо осознать, какую же миссию назначила ему история в лице большинства украинского народа. Чего на самом деле ждут от него все те, кто голосовал за него во втором туре?

Мы часто произносим эту фразу – изменить систему. Об этом много говорят эксперты и простые граждане. Но я никогда не слышал внятной и четкой формулировки, какая же у нас система и что в ней нужно менять. Только ответив на эти вопросы, можно получить ключ к победе.

Наша политическая система – это теневое государство. Его строительство началось еще в первый президентский срок Леонида Кучмы. Все последующие годы независимости это теневое государство продолжают строить, защищать, расширять и модернизировать наши президенты и их команды.

Теневое государство не имеет публичной идеологии, целей и геополитического курса. Ему это не нужно. Это государство определяет главное: кто владеет и распоряжается основными активами и ресурсами в Украине. И это небольшая группа людей – правящий класс, создавший для себя возможность владеть и перераспределять государственные ресурсы, активы, финансовые потоки, в виде президентской вертикали и лоббистских групп – партий в Раде. При этом все остальные граждане вынуждены жить в системе сословно-феодальной экономики. Принцип ее работы – тот, кто при власти, получает самые жирные куски. Кто подальше – довольствуется крошками. Меньшинству – все. Большинству – немногое. Меньшинству – безнаказанность. Большинству – беспредел силовиков и чиновников, лишение реальных прав, государственные поборы и отсутствие государственного сервиса.

Управляя силовым блоком, президент распределяет основные ресурсы и активы. Энергетика, газ, нефть, металлургия. В Раде, в правительстве и в кабинете премьера разные группы и группировки распоряжаются активами и капиталами поменьше. Под куполом парламента народные избранники не столько определяют законы, по которым нам жить, сколько защищают свои корпоративные и личные преференции, оформляя свои транзакции, договоренности и интересы документально – в виде запросов, распоряжений и законопроектов.

Такая система безотказно функционирует в Украине многие годы. Без особых изменений переживает Майданы и бунты – большие Майданы (в 2004-м и 2014 годах) и Майданы поменьше (Революция на граните, налоговый, языковой Майданы и т.п.), смену представителей правящих кланов на Банковой и прочие вихри истории.

А еще эта система от всего остального мира и непросвещенных граждан спрятана за информационную ширму. Именно тут декларируются геополитические курсы и идеологии, тут пекутся о благе народа. Это так называемое публичное государство, которое на самом деле является симулякром. Как нарисованный камин в каморке папы Карло – вроде бы огонь есть, но не греет. А там за ним – потайная дверца, где и хранятся настоящие сокровища.

При Порошенко на службу была поставлена целая армия бойцов и ботов, которые заполонили все информпространство
Нужно отдать должное Порошенко. Именно при его правлении теневым государством действия по созданию информационной ширмы, прикрывающей эту систему, были несравнимо более активными, чем за все предыдущие годы. Сотни провластных спикеров на ТВ, активная работа с лидерами мнений, ручные блогеры, телезвезды, эксперты, сотрудничество с общественными организациями и грантоедскими площадками, штабы и агентства по работе с общественным мнением и по очернению политических конкурентов, информационные ресурсы – в эфире и в сети. Это вам не Вячеслав Пиховшек, некогда в одиночку защищавший власть Кучмы. При Порошенко на службу была поставлена целая армия бойцов и ботов, которые заполонили все информпространство и внедрились в самые укромные уголки гражданского общества.

Сегодня эта ширма, как из пазлов, сложена из социально резонансных законов (люстрация, языковой закон, курс на НАТО и ЕС), децентрализации, безвиза, 144 реформ, Конституции, армии, языка, томоса... Словом, всего, что Петр Алексеевич причисляет к своим заслугам. Причем, если внимательно рассмотреть каждый элемент этой ширмы, окажется, что он либо не работает, либо работает не так. А если проникнуть за ширму – увидим имения в Марбелье, фабрики в Липецке, дома на Радиальной, 5, "Роттердам плюс", Медведчука ночью на Банковой, надзирающего за нардепами Кононенко, сетки Березенко, крестников в оборонпроме – Свинарчуков, орденоносного Гелетея, генеральские звания Демчины, российские паспорта Семочко и шикарный отдых на Мальдивах. Нужно иметь поистине особо устойчивую к моральным терзаниям психику, чтобы верить в одно и не замечать другого.

Именно эту систему сегодня и нужно президенту Зе демонтировать. И наивно полагать, что туда достаточно делегировать "честных людей". Мы хорошо знаем, что бывает с руками, которые "нічого не крали", когда они становятся президентскими. Эти руки занимаются пчелами, пасеками и Батурином, а управление теневой державой берут на себя "любі друзі".

К управлению теневым государством случайный человек прорваться практически не может
Но и у такой системы есть своя ахиллесова пята. Точка бифуркации. Игла смерти, которую можно сломать, как в сказке о Кощее Бессмертном. Вернее, есть целых два слабых места – две угрозы ее существованию.

Первая – эта система несправедлива. Когда одним – все, а остальным – беспредел, обделенное большинство постоянно испытывает желание ответить на эту несправедливость социальным запросом на возмездие, перерастающим в стремление иметь право на восстание. И от этого не спасает информационная ширма, даже очень талантливо организованная.

Угроза вторая – это выборы. Тот редкий случай, когда раз в пять лет большинство граждан, возмущенных несправедливостью этой системы, имеет право поучаствовать в распределении власти.

Правящий класс, конечно, делает все, чтобы законопатить эту брешь в системе. Нам говорят, что выборы – очень дорогое удовольствие. Поэтому часто проводить их нельзя. Да, выборы – мероприятие не из дешевых, если проводить их по технологиям прошлого века. Нужно выделять бюджетные средства на оплату работы около 30 тыс. избирательных участков, членов комиссий. А еще есть окружные избирательные комиссии и целый аппарат Центральной избирательной комиссии.

Власть придумала много способов, как нивелировать опасность выборов или свести их опасность к минимуму. К примеру, были увеличены сроки полномочий для выборных должностей. На сегодня они составляют уже аж пять лет, чтобы максимально замедлить ротацию власти. Есть партийные квоты для членов ЦИК с целью его контроля правящей верхушкой. До сих пор сохраняется подсчет бумажных бюллетеней, растянутый во времени, чтобы иметь возможность "подправить" результаты голосования.

А всем новым участникам избирательной гонки нужно потратить миллионы гривен не только чтобы зарегистрироваться и получить право побороться за власть, но и для того, чтобы защитить свой результат.

Пользуясь неограниченными финансовыми, административными и медийными ресурсами, главные владельцы страны, конкурируя за власть между собой, на каждых выборах выливают на простых граждан невероятное количество лживых обещаний, клеветы на конкурентов, ну и, конечно, разворачивают свои системы подкупа. От повышения пенсий до субсидий на "коммуналку". И все вместе это дает эффект – к управлению теневым государством случайный человек прорваться практически не может.

Украинцы смогли избрать нового президента только потому, что власть еще не придумала, как окончательно ликвидировать выборы
Но иногда система дает сбой. В апреле 2019-го недовольство социальной несправедливостью, помноженное на право голосовать, привело к тому, что за ширму смог проникнуть человек не из системы. Когда за нового человека, а вернее, против действующей власти, оказались готовы проголосовать более 70% избирателей, все усилия власть имущих оказались неэффективными. Украинцы смогли избрать нового президента только потому, что власть еще не придумала, как окончательно ликвидировать выборы.

Не компетенция, харизма или команда Зеленского, а 73% избирателей смогли подвинуть с насиженного места главного олигарха в стране. Так что же нужно сделать Владимиру Зеленскому, чтобы, в отличие от Порошенко, войти в историю как политик, сумевший воспользоваться историческим шансом, и изменить Украину? Необходимо слабость системы – выборы – превратить в свое самое сильное оружие.

Распускать парламент или нет? Большого значения это не имеет. Мы все равно будем его переизбирать. Или в конце лета, или осенью – когда бы ни были назначены выборы. Но Зеленскому обязательно нужно сохранить эти 70% поддержки. А для этого необходимо предложить народу то, что будет понятно и желаемо каждым гражданином, независимо, где он живет – на западе или на востоке – большинство должно решать, какой будет власть не раз в пять лет, а регулярно. Гарантированно и без вмешательства в этот процесс существующей системы. Ага, именно это и есть народовластие.

Сам Зеленский уже говорил о диджитализации государства и народовластии. Именно это и нужно сейчас предложить украинцам. Только не в виде новых малопонятных слов, а в конкретном алгоритме.

Зеленский может представить в парламенте новый Избирательный кодекс, который переведет нашу выборную систему в онлайн-голосование
Сразу после инаугурации Владимир Зеленский может представить в парламенте новый Избирательный кодекс, который переведет нашу выборную систему в систему онлайн-голосования. Это резко изменит политическую реальность в стране и принесет множество выгод большинству украинцев.

Будем честны. И это очень не понравится многим нашим "демократам", которые борются за уже находящийся в Раде "новый" Избирательный кодекс. Нам говорят, что нужно всего лишь убрать мажоритарку, снизить проходной барьер и дать возможность создавать блоки. Однако это ничего по сути не меняет. Мы уже избирали парламент только по партийным спискам – в 2006-м и в 2007-м. Были и разные проходные барьеры. Были политические блоки. Но разве это изменило систему? Все это делалось отнюдь не для избирателей. Все это было про то, как удобнее бороться за власть некоторым нашим политикам.

Конфликт между депутатами, избранными по мажоритарным округам, и теми, кто приходит в Раду по спискам партий, можно разрешить созданием двухпалатного парламента. Одних депутатов нужно избирать для законотворчества, других – для того, чтобы они представляли интересы жителей отдельных территорий. В разные палаты.

Но решающее значение имеет только один вопрос: может ли простой избиратель по-настоящему влиять на власть? И есть ли механизм, который бы позволил активному гражданину не просто раз за много лет проголосовать "за" или "против", но и достаточно регулярно участвовать в управлении страной?

Украинским политикам очень хотелось бы вечно жить в стране, где голосуют одни пенсионеры раз в пять, а то и 10 лет. И есть только радио, телевидение и газеты. А в тысячах избирательных комиссий на избирательных участках на подсчете голосов работают члены их партий. Но технологии давно и неотвратимо меняют этот мир. Блокчейн и онлайн-платформа для голосования – это то, что может уничтожить монополию на власть теневого государства, превращая его в государство публичное.

Во-первых, система онлайн-голосования резко изменит баланс в пользу социальной справедливости для большинства граждан.

Во-вторых, это несравненно дешевле для бюджета, чем нынешняя громоздкая бумажная система. И это дает возможность проводить голосования значительно чаще, чем сейчас. Политики смогут тратить средства только на свою информационную кампанию, которая превратится не в борьбу админресурсов, сеток подкупа, партийных структур, а в борьбу идей.

В-третьих, подсчет голосов завершается через секунду после окончания голосования. И это важный фактор, затрудняющий любые фальсификации.

В-четвертых, блокчейн-система делает невозможным любое вмешательство в процесс голосования и при подсчете голосов.

Пора выполнить запрос украинцев, озвученный еще в 2004 году, – закон один для всех
При электронном голосовании ЦИК ликвидируется в том виде, в котором существует сейчас. Необходим новый орган, совершенно независимый от власти. Его члены тоже должны избираться гражданами прямым голосованием и не зависеть от влияния политического класса.

Это и может стать фундаментом построения нового, публичного государства, началом реформы всего государственного устройства на основе электронной переписи населения, электронного паспорта избирателя, гражданина и налогоплательщика. Благодаря этому можно будет понять, сколько же на самом деле в стране граждан-избирателей.

Чтобы проголосовать, нужно будет завести личный кабинет гражданина в сети. Тем самым автоматически усилиями народа будет сформирован электронный, актуальный и "живой" реестр избирателей. Государство практически ничего не потратит на создание такого реестра – все граждане будут регистрироваться самостоятельно. Потребуется лишь обеспечить для этого техническую возможность.

Такая система значительно повысит качество каждого голоса и затруднит действие систем подкупа. Особенно если продумать, как повысить ответственность граждан за право голосовать. Не нужно будет приходить на избирательный участок, оформлять открепительный талон, не обязательно находиться по месту прописки или вообще в стране. Проголосовать можно будет из личного онлайн-кабинета с помощью компьютера или смартфона в любом месте, где есть интернет. Даже за рубежом.

Новая система выборов – это не только упрощение голосования для избирателей. Это целый пакет законов, которые бы сделали возможным проведение национальных и местных референдумов. Появится механизм, с помощью которого их можно будет проводить часто и по любым вопросам, регулярно привлекать граждан к принятию решений по той или иной проблеме, а не решать все в закрытых кабинетах, кулуарно, исходя из личных интересов и выгоды. Это сразу позволит широкому кругу граждан принимать участие в законотворчестве, определять их отношение к законам, принимаемым парламентом.

Это даст возможность наконец сделать реальным механизм импичмента. Объявить импичмент президенту сможет как парламент на основании мнения народа, так и сам народ сможет выразить недоверие президенту и парламенту на основе собранных голосов. Разумеется, нужно отменить неприкосновенность всех без исключения представителей власти. Пора выполнить запрос украинцев, озвученный еще в 2004 году, – закон один для всех.

Чтобы сохранить имеющуюся поддержку, Зе нужно дать реальные возможности большинству украинцев участвовать в управлении страной
Таким образом можно будет внедрить инструмент определения доверия или недоверия к власти. Ежегодно можно будет оценивать работу власти. И если половина граждан, зарегистрированных в системе и имеющих право голоса, посредством онлайн-голосования выразит недоверие президенту или парламенту – это автоматически должно приводить к их отставке и новым выборам. Также это даст возможность отзывать любого депутата, отправлять в отставку любого чиновника, министра или мэра города, не оправдавшего доверия украинцев.

Возможно, стоит подумать и над сокращением срока полномочий главы государства и парламента с пяти до трех лет. Регулярная и более частая ротация – как ускоренный метаболизм: всегда на пользу социальному организму общества.

Владимир Зеленский должен предложить парламенту новую избирательную систему и действовать дальше как опытный политик. Если Рада не примет его предложения, это даст президенту легитимное право роспуска нынешнего парламента.

Если распустить Раду не получится и новые правила выборов принять в парламенте не удастся, нужно идти на парламентские выборы. Хоть летом на досрочные, хоть осенью на очередные. Но, чтобы сохранить имеющуюся поддержку, Зе нужно будет идти в парламент с предложением – в первую очередь дать реальные возможности большинству украинцев участвовать в управлении страной. Вместо регулярных Майданов и акций протеста. И вместе с выборами Рады выносить свои предложения на всеукраинский референдум. Это даст ему возможность либо через большинство в Раде, обеспеченное партией "Слуга народа", либо, опираясь на результаты референдума о поддержке своего пакета законов о прямом электронном народовластии, изменить выборную систему.

Иногда полезно поучиться и у отцов самой системы. Помните, как Кучма в 2000 году проводил свой референдум, беря под контроль Раду? Правда, Данилыч так и не выполнил пожелания голосовавших – ограничить неприкосновенность нардепов, сократить численность парламентариев до 300, сделать Верховную Раду двухпалатной. Наш второй президент просто использовал референдум как инструмент шантажа несговорчивых депутатов, не собираясь вносить изменения в Конституцию.

Готовность Зеленского взломать систему – единственное, что поможет ему не пожалеть о том, что он попал в зазеркалье отечественной власти. Главное – помнить, что играть нужно не по правилам и процедурам самой системы. Так ее не победить. Это как попытка выиграть у наперсточника. Вы никогда у него не выиграете, потому что правила этой игры – как тайные, так и явные – придумал сам наперсточник.

У хитреца можно выиграть только одним способом – прийти с командой поддержки, дать ему в ухо и отловить при помощи друзей всех его приспешников, затесавшихся в толпу вокруг игроков и помогавших ему разводить лохов. Наперстки отбираются, на руки надеваются наручники. И вся компания сдается полиции. По-другому играть и пытаться выиграть у аферистов не имеет никакого смысла.

 

Змінено користувачем Citizen UA
Link to comment
Share on other sites

×
×
  • Створити...